ЭКОНОМИКА
Главная | Экономика | Бюджетное планирование

Бюджетное планирование

» » Бюджетное планирование

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:



  • Финансово-бюджетная политика и бюджетный процесс
  • Сводное финансовое планирование
  • Бюджетное прогнозирование
  • Составление проектов бюджетов

    Финансово-бюджетная политика и бюджетный процесс

    Выполнение государством возложенных на него функций связано с наличием у него необходимых финансовых ресурсов, а это в свою очередь требует концентрации в бюджете части , создаваемых в государстве. В ходе мобилизации в бюджет этих средств и их использования возникают между государством, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований. Эти отношения строятся в соответствии с финансово-бюджетной политикой, разрабатываемой и осуществляемой органами власти. Финансово-бюджетная политика включает действия государственных и территориальных органов власти в налоговой, денежно-кредитной, ценовой и других областях финансов.

    Финансово-бюджетная политика — это совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти, по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой.

    Финансово-бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, и бюджетной системой, организацию с помощью финансово-бюджетных инструментов регулирования экономических и социальных процессов.

    Финансово-бюджетная политика осуществляется главным образом в ходе работ, производимых органами власти по мобилизации средств в бюджет и их использованию, т. е. в ходе бюджетного процесса.

    Совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой и есть .

    Финансово-бюджетная политика ежегодно определяется в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации. На территориальном уровне она определяется решениями соответствующих органов власти. Эта политика реализуется в деятельности финансовых и налоговых органов, органа денежно-кредитного регулирования (Банк России), контрольно-счетных органов (контрольно-счетные палаты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, другие контрольные органы исполнительной власти).

    В Российской Федерации бюджетный период, т. е. время совершения процесса исполнения бюджета, установлен с 1 января по 31 декабря, следовательно, он совпадает с календарным годом. Продолжительность бюджетного процесса значительно больше бюджетного периода, так как в бюджетный процесс включается время, необходимое для бюджетного планирования, последующего бюджетного контроля и других действий.

    Органы, наделенные в соответствии с законодательством бюджетными полномочиями, т. е. правами и обязанностями участников бюджетного процесса, осуществляют бюджетный процесс.



    Такими полномочиями наделены:

    • органы представительной и исполнительной власти;

    • финансовые и налоговые органы;

    • органы денежно-кредитного регулирования и органы государственного ;

    • главные распорядители бюджетных средств и распорядители бюджетных средств;

    • государственные целевые внебюджетные фонды.

    Представительные органы власти рассматривают и утверждают проекты бюджетов и отчетов об их исполнении.

    Исполнительные органы власти осуществляют сводное финансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесение проектов бюджетов на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за исполнением бюджетов.

    Банк Российской Федерации совместно с Правительством России разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления государства, обслуживает денежные счета Казначейства Российской Федерации, счета государственных целевых , счета территориальных бюджетов.

    Главный распорядитель бюджетных средств — это орган исполнительной власти, первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных средств. Он готовит роспись бюджетных расходов по распорядителям бюджетных средств и бюджетополучателям, доводит до них уведомления о бюджетных назначениях, утверждает им сметы доходов и расходов, изменяет в случае необходимости распределение средств между статьями утвержденной для них сметы, осуществляет контроль за рациональным, целевым использованием бюджетополучателем бюджетных средств.

    Распорядитель бюджетных средств — это орган исполнительной власти, распределяющий средства между бюджетополучателями, он доводит до них уведомления о бюджетных ассигнованиях, утверждает сметы доходов и расходов бюджетополучателей, контролирует целевое использование ими бюджетных средств.

    Бюджетополучатель (бюджетное учреждение) — это организация, созданная органом исполнительной власти для осуществления функций некоммерческого характера (управление, оборона, социально-культурные мероприятия и др.) и финансируемая в сметном порядке из бюджета или .

    Контрольно-счетные органы (Счетная Палата Российской Федерации, контрольно-счетные палаты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований) осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов.

    Все перечисленные выше органы власти и учреждения являются участниками бюджетного процесса.

    Бюджетный процесс включает:

    • сводное и прогнозирование;

    • составление, рассмотрение и утверждение проекта бюджета;

    • исполнение бюджета в течение бюджетного года;

    • анализ и контроль исполнения бюджета.

    Сводное финансовое планирование

    Кругооборот внутреннего валового продукта совершается в материально-вещественной и стоимостной форме. В ходе оборота валового продукта в стоимостной форме возникают финансовые отношения по поводу создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов. Управление процессами создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов осуществляется с помощью финансового планирования, объектом которого являются фонды денежных средств. Благодаря финансовому планированию обеспечивается сбалансированность народнохозяйственных, межотраслевых пропорций, определяются пути рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

    Финансовое планирование на общегосударственном и территориальных уровнях обеспечивается системой , которые увязываются с материальными и трудовыми балансами в стоимостном выражении. Каждый финансовый план решает задачи организации и управления финансами в конкретном звене управления.

    В систему финансовых планов входят:

    • перспективные финансовые планы;

    • сводные финансовые балансы, составляемые на общегосударственном и территориальных уровнях управления.

    Перспективное финансовое планирование на всех уровнях власти осуществляется в целях:

    • обеспечения координации экономического и социального развития и ;

    • прогнозирования объемов финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения планируемых мероприятий;

    • прогнозирования финансовых последствий реформ, программ;

    • определения возможности реализации различных мер в области финансов.

    Перспективный финансовый план разрабатывается на основе показателей прогноза экономического и социального развития государства. В нем содержатся данные о возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансированию расходных статей бюджета. Этот план составляется на три года по укрупненным показателям бюджета. План ежегодно корректируется на показатели уточненного прогноза социально-экономического развития государства.

    Сводный финансовый баланс — это баланс финансовых ресурсов, созданных и использованных в государстве или на определенной территории. Сводный финансовый баланс охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и предприятий, расположенных на соответствующей территории.

    Составление сводного финансового баланса является подготовительным этапом разработки адресного финансового плана, т. е. бюджета. Сводный финансовый баланс государства позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы; обеспечить проверку сбалансированности прогноза экономического и социального развития государства, определить источники финансирования мероприятий, намеченных этим прогнозом; выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов; произвести прогнозные финансовые расчеты; разработать направления финансовой политики.

    Территориальное сводное финансовое планирование. Если сводное финансовое планирование на общегосударственном уровне базируется на разработанной в нашей стране методологии и многолетнем опыте, то составление сводного финансового баланса территорий началось сравнительно недавно. Хотя первые попытки подготовки сводных финансовых балансов в союзных республиках СССР были сделаны еще в 30х годах, разрабатываемые в них финансовые балансы охватили лишь финансовые ресурсы, создаваемые и используемые в хозяйстве, подведомственном республиканским исполнительным органам власти.

    Еще сложнее обстояло дело с разработкой сводного финансового баланса на областном, городском, районном уровнях. Только в середине 70х годов в НИФИ Минфина СССР Г. Б. Поляк приступил к разработке методических основ составления такого баланса. Подготовленные им впервые в нашей стране Методические рекомендации по составлению сводного финансового баланса города прошли экспериментальную апробацию в отдельных городах и послужили основой составления таких балансов для областного и районного уровня. В середине 80х годов такие балансы стали составляться во всех автономных республиках, краях, областях и крупных городах СССР.

    Необходимость разработки территориальных сводных финансовых балансов обусловлена рядом факторов:

    1) разработкой программ, предусматривающих объединение усилий территориальных органов власти и предприятий, расположенных на их территории, по экономическому и социальному развитию;

    2) значительными финансовыми затратами на осуществление таких программ. Для обеспечения мероприятий, намеченных этими программами, необходимы координация и концентрация денежных средств бюджетной системы, средств ведомств и предприятий. Это, в свою очередь, требует разработки в регионе сводного финансового баланса;

    3) необходимостью сведения воедино различных видов финансовых планов: финансовых планов хозяйственных предприятий и организаций, территориального бюджета, внебюджетных фондов и др., отражающих отдельные стороны и этапы распределения и перераспределения , созданного и используемого на данной территории. Это позволяет иметь полную картину образования и использования всех финансовых ресурсов административно-территориальной единицы;

    Основная задача территориального сводного финансового баланса — определение объемов финансовых ресурсов, созданных, поступивших и использованных в регионе (как централизованных, аккумулированных и перераспределяемых территориальными бюджетами, так и децентрализованных, т. е. ресурсов предприятий, организаций и внебюджетных фондов).

    Планирование финансовых ресурсов сопровождается анализом достигнутого уровня мобилизации и использования финансовых ресурсов региона, выявлением степени соответствия этого уровня потребностям развития региона.

    Информационной базой при разработке сводного финансового баланса региона являются: данные территориальных экономических, финансовых, статистических органов, функциональных подразделений территориальных органов власти, экономические нормативы и лимиты по основным показателям развития региона, показатели проектов планов экономического и социального развития территории, данные территориального бюджета, внебюджетных фондов, балансов доходов и расходов всех предприятий и организаций, расположенных на территории независимо от их ведомственной подчиненности.

    Бюджетное прогнозирование

    Со сводным финансовым планированием тесно связано бюджетное прогнозирование.

    Важнейшее условие успешного ведения хозяйства — постоянное совершенствование методов его управления. Управлять — значит предвидеть. В связи с этим возрастает роль перспективного планирования, а значит и научного прогнозирования. Прогнозирование параметров натуральных показателей должно сопровождаться прогнозом финансовых ресурсов, так как невозможно качественное прогнозирование развития хозяйства без учета перспективы роста этих ресурсов.

    В отличие от сводного финансового планирования осуществляемого, как правило, на более длительный период, бюджетное прогнозирование является адресным и рассчитано на бюджетный период, т. е. не более чем на год. Но так как основная подавляющая часть показателей сводного финансового баланса включает ряд бюджетных показателей, то при составлении перспективного сводного финансового баланса необходимо проводить прогнозные расчеты основных бюджетных показателей.

    Под прогнозом развития бюджета подразумевается комплекс вероятностных оценок возможных путей развития его доходной и расходной частей.

    Цель бюджетного прогнозирования — на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению. Своевременный учет результатов такого прогнозирования является важным условием для принятия наиболее эффективных мер в финансовой политике государства, региона.

    Расчет прогнозируемых бюджетных показателей основан на иных методологических подходах, нежели расчеты показателей годового бюджета. Если показатели годовых и квартальных бюджетов определяются на базе прямых расчетов экономических и финансовых параметров, то при определении прогнозных бюджетных показателей, как правило, такой возможности нет из-за отсутствия необходимых статистических и отчетных данных.

    Бюджетное прогнозирование и в первую очередь прогнозирование территориальных бюджетов связано с распространением в 70е годы практики разработки перспективных комплексных планов экономического и социального развития территорий, в которых необходимо было производить прогнозные расчеты бюджетных показателей как основы планирования мероприятий, предусмотренных этими планами. Методология прогнозирования территориальных бюджетов впервые в нашей стране была разработана и апробирована в 1976 г. Г.Б. Поляком в ходе подготовки и реализации комплексных планов экономического и социального развития административно-территориальных единиц.

    При разработке прогноза развития бюджета могут быть использованы различные методы:

    1) Метод экстраполяции, т. е. составление перспективы исходя из практики предшествующих периодов. Однако этот метод пригоден для прогнозирования лишь некоторых статей расходов и , имеющих более или менее стабильный характер.

    2) , т. е. прогноз, строящийся на базе оценок, сделанных и обоснованных компетентными специалистами в отдельных отраслях науки и народного хозяйства, также не лишен недостатков, поскольку имеет элемент субъективизма.

    3) Применение этих двух методов одновременно; при этом используются как объективные тенденции развития, так и мнения экспертов.

    Одним из способов экстраполяции основных финансовых закономерностей могут быть линии регрессии, надежность которых повышается при построении многошаговых корреляционных моделей, ставящих прогнозируемые бюджетные показатели в зависимость от нескольких переменных. Поэтому работу над бюджетным прогнозом следует начать с выявления и изучения факторов (переменных величин), влияющих на формирование бюджета. К таким факторам следует отнести развитие производительных сил страны и наличие общегосударственных финансовых ресурсов, демографические изменения, развитие отраслей хозяйства и др.

    Для расчетов основных показателей федерального бюджета на перспективу могут быть использованы корреляционные связи между объемом доходов федерального бюджета и двумя переменными: произведенным национальным доходом и валовой продукцией промышленности и сельского хозяйства, а также связь между этими показателями и . Коэффициенты корреляции показывают большую тесноту в изучаемых связях, и это понятно доходы бюджета формируются, прежде всего, за счет национального дохода, а связь между налогом на прибыль и самой прибылью очевидна.

    При прогнозировании объема ресурсов бюджета на перспективу следует использовать глубокий экономический и статистический анализ сложившихся тенденций, позволяющий в среднем с определенной степенью вероятности нивелировать влияние множества факторов, выявить наиболее общее в совокупности тенденций. Качественный анализ показал, что статистические модели, с помощью которых определяются ресурсы федерального бюджета, дали, хорошо согласовывающиеся данные, касающиеся его объема на ближайшую перспективу.

    При разработке этих моделей самостоятельную проблему представляет нахождение значений независимых переменных (национальный доход и произведенная продукция) в прогнозируемом периоде. Для их определения используются прогнозные расчеты указанных общих экономических показателей. дополняется изучением темпов развития исследуемых показателей, их взаимными соотношениями, расчетами среднегодовых темпов исследуемых явлений по годам, сопоставлением их развития с темпами других экономических величин (производственными основными фондами, численностью населения и др.). Такой анализ необходим потому, что федеральный бюджет связан с реальными экономическими ситуациями и поэтому быстро реагирует на изменения в любой отрасли народного хозяйства, связан с политикой в области социальной защиты населения, изменениями в порядке финансирования основных затрат государства и т.д.

    Прогнозирование развития территориальных бюджетов основывается на других показателях. Так как рост населения и изменения его структуры оказывают непосредственное влияние на развитие всех отраслей местного хозяйства, а, следовательно, на развитие территориальных бюджетов, большое внимание в прогнозировании уделяется анализу перспектив демографических изменений.

    Демографическое прогнозирование позволяет определять направления использования средств, т. е. выявлять приоритеты в финансировании отраслей местного хозяйства.

    В первом случае использована линейная модель, во втором — параболическая. Коэффициенты корреляции этих уравнений показали большую тесноту в изучаемых связях. И это вполне понятно, так как размеры расходов территориальных бюджетов зависят в первую очередь от численности населения, для которого эти расходы предназначены.

    С помощью этих экономико-математических моделей можно рассчитывать не только размеры общих расходов территориальных бюджетов, но и расходов на народное хозяйство, социально-культурные мероприятия.

    Подобная модель может быть применена при расчете прогнозных показателей расходов на содержание общеобразовательных школ, больниц и др.

    В перспективе экономико-математический метод в сочетании с долгосрочными государственными минимальными социальными стандартами и нормами может найти широкое применение в бюджетном прогнозировании, обеспечив ему более объективную, научно разработанную основу.

    Составление проектов бюджетов

    Следующий этап бюджетного планирования — процесс составления проекта бюджета. Главная задача разработки проекта бюджета — определение объема денежных средств, централизуемых в бюджете с целью финансового обеспечения функций, возложенных на органы государственной власти и органы , и мероприятий, предусмотренных прогнозом экономического и социального развития государства и территории.

    Составление проекта бюджета является прерогативой Правительства Российской Федерации, исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. По их поручению проект бюджета разрабатывается Министерством финансов РФ и территориальными финансовыми органами.

    Для составления проекта бюджета Министерство финансов РФ и территориальные финансовые органы должны быть обеспечены необходимой информационной базой, которая поступает им от соответствующего правительства, статистических, налоговых органов и других учреждений. Главным источником информации для составления проекта бюджета служит прогноз социально-экономического развития государства или территории, который в свою очередь разрабатывается на основе данных экономического и социального развития за отчетный период, тенденций развития на планируемый год и других показателей. При разработке проекта бюджета учитываются также основные положения финансово-бюджетной политики, принятой на соответствующий плановый период.

    Проект федерального бюджета разрабатывается Министерством финансов РФ по поручению Правительства РФ. Работа над проектом бюджета начинается за двенадцать месяцев до начала планируемого года.

    В задачу Министерства финансов входит разработка:

    • проекта федерального бюджета;

    • проектировок основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу, которые разрабатываются на базе среднесрочной программы Правительства Российской Федерации, среднесрочного прогноза социально-экономического развития России и сводного финансового баланса;

    • проекта федерального закона о федеральном бюджете на планируемый год.

    В основу разработки проекта федерального бюджета закладываются направления планируемой финансово-бюджетной политики, определенной в Бюджетном послании Президента РФ Правительству Российской Федерации, и показатели разработанного Министерством экономики РФ прогноза социально-экономического развития России на планируемый год, уточненных параметров среднесрочного прогноза социально-экономического развития России, показателей сводного финансового баланса.

    Кроме того, используются показатели денежной программы, составляемой Центральным банком Российской Федерации, и показатели долгосрочных федеральных целевых программ, перечень которых определяется Правительством РФ на основе долгосрочных и среднесрочных прогнозов социально-экономического :

    1) На первой стадии формирования проекта бюджета федеральными органами исполнительной власти разрабатываются сценарные условия экономического и социального развития на планируемый год, в которых отражены главные и материалы для уточнения параметров среднесрочного прогноза экономического и социального развития страны.

    После одобрения Правительством РФ этих сценарных условий Министерство финансов РФ разрабатывает основные характеристики доходов и расходов федерального бюджета на планируемый год и проектирования размеров основных доходов и расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу. Кроме того, рассматриваются предложения о минимальных размерах оплаты труда и пенсий, порядке индексации работников бюджетной сферы и пенсий в планируемом году и на среднесрочную перспективу.

    Все эти материалы и расчеты направляются на рассмотрение Правительства РФ. После их принятия Правительством они могут быть представлены в Совет Федерации и Государственную Думу по их запросу.

    Затем Министерство финансов РФ направляет основные характеристики по доходам и расходам федерального бюджета федеральным органом исполнительной власти, а также доводит до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации методику формирования межбюджетных отношений Российской Федерации с субъектами Российской Федерации на плановый год и среднесрочную перспективу.

    2) На второй стадии разработки федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти производится распределение предельных объемов бюджетных средств по показателям , а также адресное распределение финансовых ресурсов между главными распорядителями бюджетных средств. При этом Министерство экономики РФ определяет федеральные целевые программы, подлежащие финансированию, и согласовывает объемы их финансирования в плановом году и в среднесрочной перспективе.

    Для проведения работы по составлению проекта бюджета в Министерстве финансов РФ используются материалы, расчеты и обоснования, поступающие от субъектов Российской Федерации, министерств и ведомств Российской Федерации. Эти материалы сначала анализируются специалистами, закрепленными за соответствующими министерствами. В ходе анализа уточняются расчеты показателей финансовых планов министерств, бюджетов территорий, выявляются возможности мобилизации дополнительных доходов и экономии расходов. Затем расчеты с внесенными поправками рассматриваются у руководителей департаментов Министерства, а затем направляются в бюджетный департамент, который рассматривает представленные расчеты, вносит в них в случае необходимости поправки и направляет на решение руководства Министерства финансов РФ.

    В случае если у бюджетополучателей имеются разногласия по показателям бюджета, то несогласованные вопросы по этим показателям выносятся на рассмотрение Межведомственной правительственной комиссии.

    Все работы по подготовке и согласованию с федеральными органами исполнительной власти показателей проекта федерального бюджета и сопутствующих ему материалов (проектов законодательных актов и др.) должны быть завершены до 15 июля года, предшествующего планируемому.

    После согласования всех бюджетных расчетов с ведомствами и субъектами Федерации бюджетный департамент Министерства финансов РФ составляет окончательный проект федерального бюджета, который представляется в Правительство Российской Федерации.

    Проекты территориальных бюджетов составляются финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

    Для составления проектов бюджетов территориальные финансовые органы имеют право на получение информации не только от территориальных органов исполнительной власти, но и от вышестоящих финансовых органов.

    Финансовые органы субъектов Российской Федерации получают из Министерства финансов РФ следующие материалы:

    • предполагаемые изменения налогообложения;

    • расходы, передаваемые в бюджеты субъектов РФ, и объемы передаваемых соответствующих средств;

    • порядок формирования Фонда финансовой поддержки субъектов РФ и распределение его средств;

    • субвенции и дотации, предполагаемые к передаче субъектам РФ.

    Финансовые органы муниципальных образований получают от финансовых органов субъектов Российской Федерации следующие материалы:

    • предполагаемые изменения отчислений по закрепленным за доходам;

    • порядок формирования регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и распределение его средств;

    • субвенции и дотации, предполагаемые к передаче местным бюджетам.

    Порядок организации и проведения работ по составлению проекта территориального бюджета аналогичен работам, проводимым в Министерстве финансов РФ.

    В ходе работы по составлению проекта бюджета в случае несбалансированности доходов и минимально необходимых расходов территориальных бюджетов территориальный исполнительный орган власти представляет в вышестоящий исполнительный орган власти необходимые расчеты для обоснования размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов, дотаций, субвенций, перечня доходов и расходов, подлежащих передаче из вышестоящего бюджета, а также данные об изменении состава объектов, подлежащих бюджетному финансированию.

    Исполнительный орган субъекта Федерации и муниципального образования может вносить в вышестоящий исполнительный орган власти предложения по изменению и уточнению проектируемых вышестоящим органом власти бюджетных нормативов и показателей. Разногласия по этим вопросам рассматриваются вначале в вышестоящем исполнительном органе власти. Результаты рассмотрения разногласий отражаются в составляемом протоколе, в котором содержатся обоснование предложений и обоснование отказа. В случае необходимости решения этих вопросов на паритетных началах создается согласительная комиссия, решение которой доводится до сведения нижестоящих и вышестоящих органов власти. Окончательное решение принимается вышестоящим представительным органом власти.

    Кроме составления проекта бюджета на планируемый год, исполнительные органы власти субъектов Федерации и муниципальных образований в целях составления Российской Федерации, обеспечения единой финансово-бюджетной политики государства должны подготовить и представить в вышестоящий орган исполнительной власти следующие документы и материалы:

    • прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и муниципального образования на очередной год;

    • основные направления бюджетной и налоговой политики субъекта Российской Федерации и муниципального образования на очередной год;

    • прогноз сводного финансового баланса по территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования на очередной год;

    • прогноз консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на очередной год;

    • адресную инвестиционную программу на очередной год;

    • программу государственных предприятий на очередной год.

    Дополнительно к этим материалам исполнительные органы субъектов Российской Федерации подготавливают:

    • структуру внутреннего долга субъекта Российской Федерации и программу внутренних заимствований, предусмотренных на планируемый год для финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации;

    • программу предоставления гарантий исполнительного органа субъекта Российской Федерации на планируемый год;

    • оценку ожидаемого исполнения бюджета субъекта Российской Федерации за текущий год.













    Назад | | Вверх

  • Вопросы и ответы юристов
    Светлана 16.10.2016
    Здравствуйте! мне 26 лет. в августе 2017г. устроилась на работу в бюджетное учреждение г.красноярска,(официального стажа работы не имела) но прописка и место рождения у меня г.лесосибирск (район крайнего севера) северные надбавки мне выплачиваются в размере 30%, подскажите,правильно ли это?
    Отвечает юрист Роман Емельянов 16.10.2016

    Уважаемая Светлана! Для получения «северной надбавки» — надбавка за работу с особыми условиями труда — не имеет значения ни прописка ни место рождения. Единственный критерий — место осуществления трудовой деятельности. Поэтому надбавка Вам выплачивается именно в тех пределах которые установлены для местности, в которой вы осуществляете трудовую деятельность. Каких — либо других льгот законодатель не предусматривает.

    Екатерина 06.02.2017
    Окончила университет в этом году (диплом бакалавра и профессиональная переподготовка). устроилась на работу в бюджетное учреждение. размер заработной платы не был оговорен изначально. начала работать. и сейчас выясняется, что диплом бакалавра не считается за "высшее образование", а приравнивается к диплому о среднем профессиональном. насколько это верно? можно ли как-то оспорить?
    Отвечает юрист Матвей Пономарев 06.02.2017

    Екатерина!

    Закон «Об образовании в РФ» относит программу бакалавриата к программа высшего профессионального образования (ст. 12):

    б) образовательные программы высшего образования — программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

    Возможно, у организации свои требования именно в части образования, но бакалавриат — это высшее образование.

    олег 10.04.2018
    Государственное бюджетное учреждение здравоохранения.дочь-заведующая отделением.ее мать-врач ординатор.могут ли работать вместе,нет ли конфликта интересов?
    Отвечает юрист Олег Горбунов 10.04.2018

    Понятие конфликта интересов применяется при регулировании отношений, связанных с прохождением государственной и (или) муниципальной службы, лицами, замещающими соответствующие должности государственной и муниципальной службы, включённые в соответствующие реестры должностей… Должности в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не относятся к должностям государственной и  муниципальной службы. Сотрудники таких учреждений являются служащими государственного или муниципального бюджетного учреждения, но не государственными или муниципальными служащими… На данные правоотношения распространяются нормы трудового законодательства, а не законодательства о государственной службе, регулирующего в т.ч. вопросы конфликта интересов..

    Шевченко ирина Станиславовна 28.01.2018
    Может ли бюджетное учреждение предоставить оплачиваемый учебный отпуск работнику. если он имеет диплом бакалавра филолгии. а учться заочно по образовательной программе библиотечно-информационная деятельность магистратура
    Отвечает юрист Валентин Павлов 28.01.2018

    ли бюджетное учреждение предоставить оплачиваемый учебный отпуск работнику. если он имеет диплом бакалавра филолгии. а учться заочно по образовательной программе библиотечно-информационная деятельность магистратура

    Шевченко ирина Станиславовна

    Добрый день!

    Ирина Станиславовна, обучение в магистратуре работника имеющего диплом бакалавра не является получением им второго высшего образования (ст. 69 ФЗ «Об образовании в РФ»). Профиль магистратуры в данном случае роли не играет.

    Таким образом, в соответствии с ТК РФ (ст. 173) работодатель обязан предоставлять дополнительные отпуска с сохранением заработной платы работнику, обучающемуся по заочной форме обучения.

    Удачи Вам!

    Отвечает юрист Павел Трофимов 04.05.2016

    Добрый день,

    Если работник получает уровень магистр впервые, то работодатель не вправе отказать ему в предоставлении и оплате учебного отпуска (магистр). (ст. 177 ТК РФ). Неважно, что направления подготовки у бакалавра и магистра разные.

    С уважением,

    Юлия 24.09.2018
    Здравствуйте! устроилась тренером в спорт школу г.сочи, проработала с сентября 2016 по март 2017 включительно! трудовой договор не составлялся, ежемесячно должна была получать выплаты по пособию молодого специалиста в установленном размере данного места- 4000 рублей. но за время работы их так и не выплатили, уволилась в конце марта по собственному желанию! в середине июля потребовала у работодателя свои выплаты, в случае не выполнения собиралась писать заявление, спустя два дня она перечислила часть пособия. и вчерашним днем состоялся разговор, где мне сказали,что я их еще ждать буду долго, т.е до момента истечения 3х лет! в мой адрес обращался работодатель в грубой форме. далее в этой же организации работает мой отец- тренером тоже. и когда был разговор по выплате на момент моего увольнения, то работодатель начал извините за лексику " отрываться на отце" , т.е устраивать ему разные испытания, которые не входят в планирование нагрузки для тренера-преподавателя в принципи! подскажите пожалуйста, как быть в данной ситуации???
    Отвечает юрист Дмитрий Хохлов 24.09.2018

    Здравствуйте, Юлия!

    Вы спрашиваете:

    В какую организацию стоит обратиться, если молодому специалисту не предоставляют положенные выплаты?

    Согласно ч. 2 ст. 67 ТК РФ трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. Исходя из этого, отсутствие у Вас трудового договора на оплату труда влиять не может.

    Обращаться Вам нужно в суд о взыскании заработной платы. Срок обращения в суд три месяца со дня невыдачи заработной платы. В Вашем случае, как я понял, обещание выплатить было в июле текущего года и в это же время часть была Вам выплачена. Поэтому срок Вами не пропущен.

    Евгений 25.04.2018
    Добрый день! в нашем учреждении (государственное бюджетное учреждение- гбу) устроен по совместительству специалист по работе с молодёжью, основным местом работы у неё до вчерашнего дня являлась педагогическая деятельность в одном из университетов. вчера она нас уведомила о смене работы и теперь она работает в государственном казённом учреждении (гку) - начальником научно-исследовательского и методического отдела. график работы в гку с 8:00 до 17:00, график работы в гбу с 9:00 до 18:00. насколько правомерно в дальнейшем совмещение этих двух должностей? или необходимо в данной ситуации ей уволиться из гбу, чтобы остаться только по основному месту работы в гку? возможна ли какая то административная ответственность для директора гбу если он оставит ее совместителем?
    Отвечает юрист Артём Соколов 25.04.2018

    Здравствуйте, Евгений. Согласно ст. 60 ТК РФ работник вправе в свободное от работы время работать у другого работодателя. 

    Работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство).

    При этом, в отношении работы по совместительству есть ряд требований, установленных трудовых законодательством. В частности согласно ст. 284 ТК РФ

    Продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день.

    Если работа в ФБУ является не основной, а работой по совместительству, о чем указано в трудовом договоре, то это требование нарушается. За нарушение трудового законодательства могут привлечь к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.

    Ольга 27.04.2017
    Наша организация является бюджетным учреждением. у нас на праве оперативного управления имеются два здания. учредитель принял решение одно здание передать другому бюджетному учреждению с 1 июня. соответствено будет передано здание и все штаты с 1 июня.что делать с сотрудниками? можем ли мы отправить их в отпуск с 31 мая в нашем учреждении с последующим увольнением это будет где то с 1июля?! или должны уволить 31 мая в порядке перевода с выплатой компенсации за отпуск.??????? и 1 с июня принять в новое бюджетное учреждение.?????
    Отвечает юрист Сергей Кузнецов 27.04.2017

    Добрый день, Ольга!

    У Вас в организации планируется реорганизация. 

    «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018)
    Статья 75. Трудовые отношения при смене собственника имущества организации, изменении подведомственности организации, ее реорганизации, изменении типа государственного или муниципального учреждения

    При смене собственника имущества организации новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером.
    Смена собственника имущества организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с другими работниками организации.
    В случае отказа работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 6 статьи 77 настоящего Кодекса.
    При смене собственника имущества организации сокращение численности или штата работников допускается только после государственной регистрации перехода права собственности.
    Изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации или учреждения.
    (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 02.04.2014 N 55-ФЗ)

    При отказе работника от продолжения работы в случаях, предусмотренных частью пятой настоящей статьи, трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 6 статьи 77 настоящего Кодекса.

    По реорганизации и сокращению сотрудников очень много нюансов. Знаю, так как в 2016 году участвовала в реорганизации МБОУ ДОД «ДЮСШ3». 

    Если мой ответ был полезен, прошу поставить положительную оценку

    С Уважением, Екатерина Михайловна

    Наталия 28.11.2017
    Доброго времени суток! нужна консультация трудовика. бюджетное учреждение. ведется табель учета рабочего времени ф.0504421 за первую половину месяца в графе вид табеля пишется "первичный" цифра "0". в конце месяца сдается табель полностью за месяц, что нужно писать в графе "вид табеля"? "первичный" цифра "0" или "1", или "корректирующий" цифра "1"? спасибо.
    Отвечает юрист Павел Белов 28.11.2017

    Здравствуйте, Наталия! Если у Вас с момента подачи табеля за первую половину месяца не было никаких корректировок, то табель за месяц Вы подаете как корректирующий, а в графе «Номер корректировки» ставите «1»:

    Приказ Минфина 52н:

    В строке «Вид табеля» указывается значение «первичный», при представлении Табеля (ф. 0504421) с внесенными в него изменениями, указывается значение «корректирующий», при этом при заполнении показателя «Номер корректировки» указывается:
    — цифра «0» проставляется в случае представления лицом, ответственным за составление Табеля (ф. 0504421), первичного Табеля (ф. 0504421);
    — цифры, начиная с «1», проставляются согласно порядковому номеру корректирующего Табеля (ф. 0504421) (корректировки) за соответствующий расчетный период.
    Данные корректирующего Табеля (ф. 0504421) служат основанием для перерасчета заработной платы за календарные месяцы, предшествующие текущему месяцу начисления заработной платы.
    Табель заполняется за период, за который предусмотрена выплата заработной платы.
    светлана 10.04.2017
    Бюджетное учреждение- центральная больница. в штатном расписании есть свободная ставка профпатолога. специалиста в нашей больнице нет. приняли срециалиста из другой больницы с оплатой 100 руб за каждого пациента. вопрос. можем ли мы принять этого специалиста по договору гпх, если в штатном расписании есть ставка профпатолога? получается обязанности будет исполнять те же, что и в трудовом договоре.
    Отвечает юрист Матвей Кондратьев 10.04.2017

    Здравствуйте! Вы можете заключить с работником ГПХ договор на возмездное оказание услуг, только суть в том, что вы каждый раз будете вынуждены заключать с ним новый договор после выполнение его работы, в данном случае это имеет место быть при прихождении специалиста раз в месяц.

    Рационально заключить трудовой договор по совместительству.

    Ирина 07.12.2016
    Работаю в коррекционной школе педагогом-психологом с 9.00 до 16.00. администрация считает, что все уроки (со 2-го по 8-ой) должны быть заняты индивидуальной и групповой работой с детьми. за 40 минут урока я должна провести два индивидуальных занятия (по 20 минут) с детьми, которые посещают школу в обычном режиме или одно — с ребёнком-«индивидуальщиком». таким образом, в день я могу проводить до 14 индивидуальных занятий (7 уроков*2 ребёнка). оставшиеся полтора часа до окончания работы я могу «свободно» планировать уроки на следующий день. на вопрос про просветительскую работу с родителями, методическую работу и работу с педагогами отвечают, что можно выделить час в неделю, когда родители или педагоги могут ко мне обращаться. времени на написание характеристик, планирование, подготовку материала к занятиям, обработку результатов анкетирования нет. в связи с этим вопрос: есть ли нормативная документация о том, как должно распределяться рабочее время педагога-психолога или о том, сколько коррекционно-развивающих занятий и какой продолжительности должно приходиться на одного ребёнка-инвалида или ребёнка с овз?
    Отвечает юрист Матвей Медведев 07.12.2016

    Здравствуйте!

    Данный вопрос регулируется следующим НПА:

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 11 мая 2016 г. N 536 г. Москва«Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»
    Зарегистрирован в Минюсте РФ 1 июня 2016 г.
    Регистрационный N 42388

    VIII. Регулирование рабочего времени отдельных педагогических работников
    8.1. Режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка организации с учётом:
    выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;
    подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе с участниками образовательного процесса, обработки, анализа и обобщения полученных результатов консультативной работы, заполнения отчётной документации. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в организации, так и за её пределами.
    8.2. В дошкольных образовательных организациях (группах) с 12-часовым пребыванием воспитанников при 5-дневной рабочей неделе (60 часов работы в неделю), в которых на каждую группу воспитанников предусматривается по две должности воспитателя (72 часа работы), режим их рабочего времени определяется с учётом выполнения каждым воспитателем нормы педагогической работы в течение 36 часов в неделю.
    Режим 36-часовой рабочей недели каждым воспитателем может обеспечиваться путём одновременной ежедневной работы двух воспитателей в течение 6 часов в неделю для каждого воспитателя либо замены каждым воспитателем в течение этого времени воспитателей, отсутствующих по болезни и другим причинам, выполнения работы по изготовлению учебно-наглядных пособий, методической и другой работы, регулируемой правилами внутреннего трудового распорядка дошкольной образовательной организации, а также её локальными нормативными актами.

    Отвечает юрист Вадим Малышев 11.08.2018

    Здравствуйте!

    Данный вопрос регулируется следующим НПА:

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 11 мая 2016 г. N 536 г. Москва«Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»
    Зарегистрирован в Минюсте РФ 1 июня 2016 г.
    Регистрационный N 42388

    VIII. Регулирование рабочего времени отдельных педагогических работников
    8.1. Режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка организации с учётом:
    выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;
    подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе с участниками образовательного процесса, обработки, анализа и обобщения полученных результатов консультативной работы, заполнения отчётной документации. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в организации, так и за её пределами.
    8.2. В дошкольных образовательных организациях (группах) с 12-часовым пребыванием воспитанников при 5-дневной рабочей неделе (60 часов работы в неделю), в которых на каждую группу воспитанников предусматривается по две должности воспитателя (72 часа работы), режим их рабочего времени определяется с учётом выполнения каждым воспитателем нормы педагогической работы в течение 36 часов в неделю.
    Режим 36-часовой рабочей недели каждым воспитателем может обеспечиваться путём одновременной ежедневной работы двух воспитателей в течение 6 часов в неделю для каждого воспитателя либо замены каждым воспитателем в течение этого времени воспитателей, отсутствующих по болезни и другим причинам, выполнения работы по изготовлению учебно-наглядных пособий, методической и другой работы, регулируемой правилами внутреннего трудового распорядка дошкольной образовательной организации, а также её локальными нормативными актами.

    Кирилл 20.01.2016
    Доброго времени суток. я выпускник вуза и мне присвоен статус молодого специалиста по причине трудоустройства в оао «ржд» после окончания обучения в образовательной организации на основе договора о целевом обучении, а также я параллельно был зачислен в образовательное учреждение на очную форму обучения для продолжения обучения (вне целевого договора) распоряжением оао «ржд» от 18.07.2017 № 1397р (положение о молодом специалисте оао «ржд») в п. iv. «обязанности оао „ржд“ в отношении молодого специалиста» предусмотрено следующее: "...19. оао «ржд», признавая важность воспитания профессионалов внутри компании, большое внимание уделяет созданию конкурентных преимуществ для привлечения молодых работников, обеспечивает адаптацию, развитие и планирование карьеры молодых специалистов и принимает на себя в установленном порядке следующие обязательства: а) предоставлять молодому специалисту должность в соответствии с полученной им в образовательной организации специальностью и квалификацией, а также квалификационными характеристиками должностей руководителей, специалистов и других служащих или соответствующими положениями профессиональных стандартов. использование молодого специалиста на рабочей должности допускается при производственной необходимости на период не более 6 месяцев, в исключительных случаях – до 12 месяцев" имеется ли у сотрудника на рабочей должности основания для расторжения трудового договора по достижению одного года работы? в п. vi этого же распоряжения «обязанности молодого специалиста» описано следующее: «32. молодой специалист возвращает все денежные средства, выплаченные ему в соответствии с пунктами 21 и 23 настоящего положения: а) если он уволен по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным пунктами 5-11 и 14 части первой статьи 81 трудового кодекса российской федерации; б) если он до окончания срока работы, предусмотренного трудовым договором, а при отсутствии определенного срока – до истечения 3 лет работы уволился по собственному желанию. исключение составляют случаи увольнения по инициативе работника по следующим причинам, с которыми законодательство связывает предоставление определенных льгот и преимуществ: перевод супруга (супруги) на работу или для прохождения службы в другую местность (в том числе за границу), если молодому специалисту в указанной местности не может быть предложена работа; заболевание, препятствующее продолжению работы или проживанию в данной местности согласно медицинскому заключению; в связи с выходом на пенсию по инвалидности 1 и 2 группы; необходимость ухода за больными членами семьи (при наличии медицинского заключения) или ребенком-инвалидом; зачисление в образовательное учреждение на очную форму обучения.» необходимо ли компенсировать расходы оплачиваемые оао «ржд» в случае расторжения трудового договора и как следствие целевого договора? для доп. информации выдержки п.21 и п.23: «21. молодому специалисту выплачивается единовременное пособие в размере месячного должностного оклада (месячной тарифной ставки) в соответствии с приказом о присвоении статуса молодого специалиста. образец заявления принимаемого на работу выпускника, имеющего право на присвоение статуса молодого специалиста, представлен в приложении № 3. выплата производится не позднее 2 месяцев с даты трудоустройства молодого специалиста (присвоения статуса). 23. при приеме на работу выпускников образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования очной формы обучения в возрасте до 30 лет в течение 3 месяцев после окончания обучения в образовательной организации на основе договора о целевой подготовке специалиста или на основании выданного образовательной организацией по заявке подразделения оао „ржд“ направления на работу, связанную с переездом в местность, отличную от места постоянной регистрации выпускника, оплачиваются расходы на переезд выпускника и членов его семьи, а также на провоз имущества в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами (к членам семьи выпускника относятся жена (муж), дети и родители обоих супругов, находящиеся на его иждивении и проживающие вместе с ним).»
    Отвечает юрист Станислав Колесников 20.01.2016

    Здравствуйте Кирилл.

    Использование молодого специалиста на рабочей должности допускается при производственной необходимости на период не более 6 месяцев, в исключительных случаях – до 12 месяцев"
    Имеется ли у сотрудника на рабочей должности основания для расторжения трудового договора по достижению одного года работы?

    С учетом указанного положения, по истечении 12 месяцев, молодой специалист уже не должен находиться на рабочей должности.

    «32. Молодой специалист возвращает все денежные средства, выплаченные ему в соответствии с пунктами 21 и 23 настоящего Положения:
    Исключение составляют случаи увольнения по инициативе работника по следующим причинам, с которыми законодательство связывает 
    зачисление в образовательное учреждение на очную форму обучения.»

    Необходимо ли компенсировать расходы оплачиваемые ОАО «РЖД» в случае расторжения трудового договора и как следствие целевого договора?

    Вы указали, что поступили учиться очно, 

    а также я параллельно был зачислен в образовательное учреждение на очную форму обучения 

    следовательно возвращать также ничего не обязаны.

    Отвечает юрист Павел Белов 19.11.2018

    Здравствуйте,  Кирилл.

    Все довольно просто и прозаично.

    Если в Вашем Трудовом договоре указано о наличии Вашего права на расторжение трудового договора по уважительной причине ввиду непредоставления Вам соответствующей должности и нахождения Вас на рабочей должности свыше 12 месяцев, то увольнение возможно.

    Если нет, то указанные пункты в Положении не дают Вам основание уволиться по уважительным причинам а лишь говорят о несоблюдении руководством требования Положения и возможности применения к ним мер дисциплинарной ответственности и возможности Вам подать жалобу вышестоящему руководству.

    Вы можете уволиться по соглашению сторон, указав руководству на то, что можете подать жалобу на них.

    При увольнении не по льготным основаниям Вам придется выплатить работодателю меры социальной поддержки.

    Взыскать могут в судебном порядке пределах 1  летнего срока  давности.

    Трудовой кодекс

    Статья 392. Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора

     

    Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба.

    С уважением!  Г.А.  Кураев

    Александра 23.06.2016
    Я трудоустроена в муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад n 1256» на должность «заместителя заведующего по административно-хозяйственной работе». при заключении со мной трудового договора было прописано, что основной трудовой функцией является выполнение обязанностей по обслуживанию материальных ценностей. в соответствии с этим был издан приказ «о назначении меня материально ответственным лицом в мбдоу 1256» и подписан со мной договор о полной материальной ответственности. правомерно ли это?
    Отвечает юрист Максим Куликов 23.06.2016

    Добрый вечер

    Согласно ст. 243 ТК РФ

    Материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором, заключаемым с заместителями руководителя организации, главным бухгалтером.

    Отсюда следует, что подписанный с Вами договор о полой материальной ответственности абсолютно правомерен и не противоречит действующему законодательству. С учетом Вашей должностной инструкции и занимаемой должности, иначе быть и е могло.

    Елена 30.05.2017
    Добрый день. работаю процедурной медсестрой в в процедурном кабинете поликлиники. в настоящее время в прививочном кабинете уволились два сотрудника в связи с выходом на пенсию, и руководство решило в обязанность процедурных сестёр вменить выполнение прививок, отчетность прививочного кабинета, планирование календаря прививок путём изменения функциональных обязанностей. при этом не учитывается ни нагрузка процедурного кабинета, ни прививочного кабинета. работать придётся в смежных кабинетах. ни о какой доплате речи не идёт. правомерно ли поступает работодатель?
    Отвечает юрист Асель Тимуровна 30.05.2017

    Здравствуйте.

    Работодатель вправе осуществить изменение должностных обязанностей работника, если необходимость данных изменений вызвана причинами, связанными с изменением организационных или технологических условий труда. Но при этом работодатель не может менять трудовую функцию (должность) работника, т.е. изменение может осуществляться в рамках существующих трудовых обязанностей. Действия работодателя правомерны, если для изменения должностной инструкции у него есть вышеуказанные причины. И он уведомил работника о них и об изменении инструкции за два месяца (ч.2 ст. 74 ТК РФ). Если изменение должностной инструкции повлечет изменение условий трудового договора, то работодатель не вправе в одностороннем порядке изменять трудовую функцию работника. Изменение трудовой функции работника при изменении условий трудового договора допускается только по письменному соглашению сторон трудового договора. 

    Статьи по теме
    Финансовые рынки

    Финансовые рынки, анализ финансового рынка, развитие финансового рынка, финансовые рынки россии, мировой финансовый рынок, регулирование финансовых рынков, инструменты финансового рынка, структура финансового рынка, организация финансового рынка, участники финансового рынка, виды финансовых рынков, ресурсы финансового рынка, надзор финансового рынка, специалисты финансового рынка, аналитика финансовых рынков, управление финансовыми рынками, роль финансового рынка, кредитный финансовый рынок, проблемы финансового рынка.

    Бюджетный счет 2019

    Бюджетный счет 2019, бюджетный план счетов на 2019 год, забалансовые счета в бюджетных учреждениях в 2019 году, структура бюджетного счета в 2019 году.

    Страхование как путь снижения экономических рисков

    Теоретические основы страховой деятельности, правовые основы страховой деятельности, методика снижения риска с использованием страхования, управление рисками в страховании.