ЭКОНОМИКА
Главная | Экономика | Конкурентоспособность национальной экономики

Конкурентоспособность национальной экономики

» » Конкурентоспособность национальной экономики

С формальной точки зрения, под международной экономической безопасностью понимается степень устойчивости экономической системы страны по отношению к внешним угрозам с учетом влияния основных закономерностей развития мировой экономики. Международная экономическая безопасность представляет собой такой комплекс условий сосуществования международных договоренностей и институциональных структур, при котором каждому государству-члену мирового сообщества обеспечивается возможность избирать и осуществлять свою стратегию социального и экономического развития, не подвергаясь внешнему давлению.

В России 145 млн. человек, она занимает 1/7 часть суши, граничит с 13 странами, имеет огромные запасы природных ресурсов — до 30% мировых запасов.

Страна объективно втянута в многочисленные актуальные и потенциальные конфликты:



— претензии Японии на Курильские острова;
— ядерные проблемы Северной Кореи;
— Китай, вызывающий огромное мировое напряжение своим невиданным ростом;
— Центральная Азия, которую многие считают самым напряженным местом в мире;
— Кавказ, «огромная дыра» для терроризма;
— Украина — с ней крайне тяжело о чем-то договориться;
— ЕС, границы которого не определены, и когда он прекратит расширяться, неизвестно.

Участие в этих многочисленных сложнейших процессах — не имперские амбиции, а геополитические цели и задачи. Сегодня в мире рассматриваются два сценария положения России: первый — ослабление страны, второй — усиление и укрепление ее геополитических позиций. В этом контексте путь к обеспечению международной экономической безопасности лежит через отказ от навязывания моделей развития, экономического и политического принуждения, через признание права любого народа на выбор собственного пути, через уважение законности существования различных форм собственности и различных моделей рыночного хозяйства в рамках глобализации.

Интернационализация и глобализация хозяйственной жизни обусловили усиление взаимозависимости национальных воспроизводственных процессов на мировом уровне. Увеличение национального дохода в одной стране способствует увеличению импорта товаров и услуг, что вызывает рост дохода в другой стране и спрос на импорт — в третьих странах, в силу взаимосвязанности воспроизводственных процессов. Крупная в экономическом отношении страна может стимулировать внутреннее производство и импорт, что вызовет рост экспорта и доходов, производства и занятости в мире.

Для определения эффекта взаимозависимости нужно знать, насколько прирост ВВП на 1% в одной стране увеличивает доход в другой. Подсчитано, что увеличение расходов в США на 1% приводит к увеличению внутреннего дохода на 1,4%, а в Германии — на 0,23%, Японии — 0,68%. Обратный эффект: если страна меняет свою денежную, кредитную или фискальную политику в сторону ужесточения, то результатом будет падение спроса на производимые внутри страны товары и услуги в связи с падением доходов и занятости. Часть падения спроса приходится на иностранные товары, это ведет к сокращению импорта и сжатию экономики в других странах, что является проблемой для экспортоориентированных стран и для стран с узкой специализацией. Это делает позиции сторон в мировой экономике неравными, создает возможность давления, экономического шантажа.

Международная экономическая безопасность — экономическое взаимодействие стран, которое исключало бы преднамеренное нанесение ущерба экономическим интересам какой-либо страны.

Известны следующие способы нанесения ущерба:

— применение эмбарго;
— внедрение тарифных, технологических ограничений;
— искусственное завышение или занижение цен на те или иные товары (демпинг);
— нарушение валютного режима страны, замораживание вкладов в банках, занижение валютного курса;
— целенаправленная политика по повышению или понижению учетной ставки банковской системы;
— организация бегства капитала из страны;
— организация «утечки мозгов».

Внешнеэкономическая направленность государственной стратегии национальной безопасности России заключается в эффективной реализации преимуществ международного разделения труда, устойчивости развития страны в условиях ее равноправной интеграции в мирохозяйственные связи, недопущении критической зависимости России от зарубежных стран или их сообществ в жизненно важных вопросах экономического сотрудничества.

Угрозы безопасности во внешнеэкономической деятельности:

— неконтролируемый вывоз стратегически важного сырья;
— «бегство» капитала;
— дискриминация в сфере внешней торговли;
— незаконный вывоз подакцизных товаров;
— агрессивная политика иностранных компаний по завоеванию рынков сбыта;
— чрезмерно высокий уровень зависимости от импорта;
— потеря рынков сбыта продукции и др.

Борьба за выбор модели хозяйства в России непосредственно преломляется в подходе к взаимодействию с мировым хозяйством и в оценке степени открытости внутреннего рынка. От этого зависят не только выбор тех или иных конкурентных преимуществ в стратегии развития, но и возможность для российской экономики занять соответствующую позицию в мировой.

К основным направлениям «политики открытости» относятся:

— необходимость всемерного наращивания российского экспорта как традиционного (экспорта энерго-сырьевых ресурсов, обеспечивающего валютный фундамент социально-экономических преобразований в стране), так и экспорта продукции с повышенной обработкой (например, экспорт высокотехнологичных вооружений);
— фундаментальным фактором конфликта интересов в сфере импорта остается почти тотальная на сегодня неконкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем российском рынке;
— при единстве мнений на административные, экономические, законодательные, правоохранительные и иные условия, выталкивающие отечественный капитал за границу, кардинально расходятся точки зрения на меры борьбы с этим злом (от ужесточения административного контроля над валютными потоками до отмены всякого контроля и обязательной сдачи валютной выручки предприятий в обмен на рубли);
— проблема привлечения и использования потенциала иностранного капитала заключается, в первую очередь, в наличии серьезных факторов противодействия в виде общей политической и экономической нестабильности, отсутствии должных гарантий собственности, недостаточно благоприятного налогового режима, неразвитости фондового рынка и пр.;
— отношение страны к внешней задолженности.

На современном этапе Россия, с ее пока еще неконкурентоспособной во многом экономикой, уже достигла уровня «открытости», превышающего тот, который наблюдается сегодня в США, Японии и большинстве стран Западной Европы. Экспорт России составляет сейчас более 40% ВВП страны, в главных же странах Запада этот показатель колеблется вокруг уровня в 20 25%, а емкость (то есть покупательная способность) собственного внутреннего рынка до сих пор остается для них главным фактором экономического роста.

Экономический суверенитет страны проявляется в трех основных сферах: налоговая; денежная; торговая.

Есть несколько причин вывоза продукции на мировой рынок:

1) перепроизводство или избыток продукции определенного типа на внутреннем рынке;
2) вывоз продукции для получения необходимых валютных накоплений;
3) вывоз продукции с более низкими издержками, чем мировые цены на них, что увеличивает национальный доход страны. В последнем случае можно в полной мере говорить об эффективности экспорта для экономики страны. Самая благоприятная ситуация возникает тогда, когда все эти причины совпадают.

В настоящее время степень экономической зависимости национальной экономики от внешнего мира является неприемлемо высокой. Так, например, до 70 % продовольствия, потребляемого населением крупных городов, поступает из-за рубежа. Государство не в состоянии пресечь незаконный массированный вывоз капитала. Экономическое развитие страны практически полностью зависит от ценовой конъюнктуры на мировых сырьевых рынках.

В качестве одного из основных направлений обеспечения национальной безопасности России определено принятие эффективных мер в сфере валютного регулирования в целях создания условий для прекращения расчетов в иностранной валюте на внутреннем рынке и предотвращения бесконтрольного вывоза капитала. Для этого необходимы формирование, постоянное совершенствование и эффективное функционирование системы валютного контроля на основе обеспечения соблюдения валютного законодательства.

Главным принципом валютной политики СССР была государственная валютная монополия. Она означала, что государство выступало единственным законным владельцем иностранной валюты, которая концентрировалась в одних руках и распределялась из центра с помощью валютного плана. С упразднением государственной монополии на внешнюю торговлю и началом либерализации внешнеторговой деятельности резко увеличилось количество физических и юридических лиц, сталкивающихся с валютным законодательством. Создание внутреннего валютного рынка в России придало валютно-правовому регулированию постоянный характер.

Правовые нормы, определяющие порядок совершения валютных операций, выполняют две основные функции — регулирующую и контрольную.

Регулирующая функция сводится к определению объема прав и обязанностей лиц, участвующих в совершении валютных операций.

К валютным операциям, регулируемым и контролируемым со стороны государства, относят:

— связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе связанные с использованием в качеств средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;
— ввоз и пересылка в РФ, а также вывоз и пересылка из РФ валютных ценностей;
— осуществление международных денежных переводов.

Контроль со стороны государства, в соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», осуществляется по следующим направлениям:

— определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличие необходимых для них лицензий;
— проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже валюты на внутреннем валютном рынке РФ;
— проверка обоснованности платежей в валюте;
— проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.

К наиболее распространенным видам мошенничества с валютой относятся следующие:

— списание со счетов иностранных клиентов по фиктивным документам, этот прием используется при управлении кодированными счетами по факсу, такое управление применяется во многих зарубежных банках (прежде всего на территорий Прибалтики);
— списание средств с корсчетов своего банка в зарубежном банке; обычно для этого списания используются подложные документы;
— злоупотребления при конвертации валюты; такая конвертация обычно производится через оффшорные компании, курс согласовывается по телефону;
— хищение валютных переводов;
— мошенничество с дорожными чеками; данная махинация сопровождается сокрытием денежных переводов в компании, для которой выписывались дорожные чеки;
— компьютер может делать валюту «из воздуха»; эти махинации основаны на неправильном перерасчете курсов валют, это искажение можно заложить в компьютерную программу.

Многие угрозы внешнеэкономической безопасности страны коренятся в «догоняющей» идеологии, которая сковывала творческую инициативу и хозяйственную самостоятельность, подменяя их разного рода имитациями. Одним из таких факторов стал курс страны на ускоренное развитие угольной промышленности, вместо того чтобы попытаться воспользоваться более эффективной нефтегазовой энергетической основой производства. Известно, что последовательный переход к новым и более эффективным источникам энергии в значительной степени способствует смене ведущих технологических укладов, определяющих технико-экономический облик национальных экономик и их конкурентные преимущества. Значение энергетического фактора было особенно велико на индустриальной фазе развития. Вытеснение угля нефтью (газом) определялось в развитых странах более высокой экономичностью и экологичностью последней, а также ее ключевой ролью в последующем технологическом перевороте. Именно нефтяной бизнес стал основой мощного экономического подъема стран, формирования ТНК, господствующих и по сегодняшний день на мировом рынке.

Опережающий рост удельного веса нефти в сравнении с углем в топливном балансе России начался на 25-30 лет позднее, чем в США, и на 40-50 лет позднее, чем в других развитых странах Запада. Россия уже в начале XX века располагала благоприятной совокупностью экономических и технологических предпосылок для превращения нефтедобычи и нефтепереработки в свое конкурентное преимущество в мировой экономике, которое могло бы существенным образом изменить облик народного хозяйства и запустить в опережающем режиме важные факторы экономического развития. Сегодня ситуация на мировом рынке нефти достаточно благоприятна для российского экспорта при заложенной в бюджет цене на нефть в 20 долл. за баррель (мировая цена колеблется в среднем от 50 до 75 долл. за баррель), что позволило правительству принять решение о формировании стабилизационного фонда.

Одним из направлений расходования средств этого фонда предполагается инвестирование денег в национальные проекты — строительство жилья и ЖКХ, образование, здравоохранение, АПК.

Правонарушения в топливно-энергетическом комплексе России являются такими же, как и в любой другой сфере бизнеса, — мошенничество, хищения, налоговые преступления. Есть и своя специфика: настоящим бичом стали так называемые врезки в магистральные нефтепроводы, что, помимо чисто экономического ущерба, опасно и для окружающей среды. Нередки и слушай хищения некоторыми руководителями нефтепродуктов из хранилищ государственного резерва. Имеют место даже монополистические сговоры. К числу прочих негативных моментов можно отнести невозврат в страну бензина, произведенного из давальческого сырья российских нефтяных компаний на предприятиях Украины и Белоруссии, поскольку его последующая реализация на территории этих стран сегодня более выгодна, чем в России.

В последние годы проблема доступа на внешние рынки для России, вопреки либералистским декларациям западных стран и их заверениям о поддержке российских реформ, обостряется. В отношении российских товаров в разных странах действует около 150 дискриминационных ограничений, как правило, связанных с обвинениями в демпинге и подрыве рынков.

Демпинг — продажа товаров на рынке по искусственно пониженным ценам, иногда даже ниже издержек на их производство. Демпинг обычно используется при продаже больших партий экспортных товаров. Цели демпинга — вытеснение конкурента и завоевание внешних рынков сбыта; быстрое получение наличных денежных средств, в частности, для оплаты договорных обязательств. Демпинг может осуществляться как самими фирмами-экспортерами, так и через посредство государства, путем субсидирования экспортных поставок из средств государственного бюджета. В отдельных случаях такая практика квалифицируется как недобросовестная конкуренция. Для борьбы с демпинговой практикой во многих странах применяются инструменты антидемпингового законодательства. Основной мерой пресечения демпинга является установление антидемпинговой пошлины.










Назад | | Вверх

Вопросы и ответы юристов
Анастасия 10.10.2017
Здравствуйте у меня вопрос. какой районный коэффициент должен на числятся к заработной плате в г хабаровске. организация хабаровский государственный университет экономики и права.
Отвечает юрист Егор Алексеев 10.10.2017

Здравствуйте!

Решением Хабаровского краевого совета народных депутатов от 18.07.1991 N 154 «О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих» установлены предельные районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих по городам и районам края:

Город Хабаровск -1,3

Ссылка на сайт: http://docs.cntd.ru/document/9...

С Уважением!

Виктория 30.03.2016
Должен ли работник, совмещающий основную должность "учитель" с должностью "заместитель директора по учебно-воспитательной работе" , принятый замесителем на 0.5 ставки на время отсутствия основного работника, иметь высшее профессиональное образование по направлениям подготовки "государственное и муниципальное управление", "менеджмент", "управление персоналом" или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, менеджмента и экономики?
Отвечает юрист Роман Белоусов 30.03.2016

Должен ли работник, совмещающий основную должность «учитель» с должностью «заместитель директора по учебно-воспитательной работе», принятый замесителем на 0.5 ставки на время отсутствия основного работника, иметь Высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, менеджмента и экономики

Виктория

Добрый день!

Виктория, Вы привели требования к квалификации заместителя руководителя образовательного учреждения по ЕКС работников образования, которые обязательны.

Таким образом, Вам нужно пройти обучение по программе повышения квалификации как заместителя, чтобы соответствовать требованиям.

Удачи Вам!

Светлана Захватова 12.11.2017
Добрый день! вопрос такой: я работаю на должности ведущего экономиста отдела экономики. в настоящее время нахожусь в отпуске по уходу за ребенком (ребенку 1г 10 мес). во время моего декретного отпуска была произведена реструктуризация предприятия и мой отдел ликвидировали. не знаю как это правильно оформлено юридически, но языком руководителя: "моя должность находится за штатным расписанием. в новой структуре моей должности нет". я собралась выйти из отпуска и руководитель предлагает мне работу на складе по сути кладовщиком (с оставлением должности ведущего экономиста до того как они смогут меня сократить). в моей должностной инструкции разумеется таких обязанностей нет, хотя и работы по прописанным обязанностям тоже нет. какие есть у меня права для отказа от предлагаемых обязанностей? до трехлетия ребенка меня могут перевести с моей должности? благодарю за ответ!
Отвечает юрист Леонид Семенов 12.11.2017

Добрый день, Светлана! Такого понятия как «вывести должность за штат» сейчас не существует. Ваша должность в штате. И тронуть ее не могут до тех пор пока Вы в отпуске по уходу за ребенком. Сократить должность не могут до исполнения ребенком трех лет. Перевести Вас на другую должность без Вашего письменного согласия тоже не могут по общему правилу. Из общего правила есть исключения (катастрофа, производственная авария и т.д.), но к Вашей ситуации эти исключения отношения не имеют.

Феликс 31.12.2016
Добрый день, проверяю диплом сотрудника. институт экономики и права, москва, 1991—1996. не могу найти в интернете
Отвечает юрист Сергей Леонов 31.12.2016

Здравствуйте!

Вы можете проверить документ об образовании онлайн на сайте Рособрнадзора — http://frdocheck.obrnadzor.gov...

Диана 03.08.2018
1.04.2014 года с сидоровой был заключён трудовой договор и по распоряжению главы администрации города тюмень от 1 апреля 2014 года n 44 она была принята на должность директора департамента экономики администации г.тюмень. в этой связи, в администрацию г.тюмень прокурором г.тюмень было направлено представление «об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе», в котором он указал, что поскольку сидорова не имеет высшего образования, то она не соответствует квалификационным требованиям для замещения занимаемой должности, а тот факт, что в настоящее время сидорова является студенткой последнего курса высшего учебного заведения не имеет для данной ситуации, по мнению прокуратура, значения. правомерны ли доводы прокурора? помогите ответить на вопрос, опираясь на законодательства. заранее огромное спасибо!
Отвечает юрист Станислав Беляев 03.08.2018

​Добрый день!

Исходя из ст. 60 ФЗ «Об образовании в РФ» лицо считается получившим высшее образование, если оно успешно прошло государственную итоговую аттестацию и ему был выдан документ об образовании (диплом)

В части 8 указанной статьи указано: Уровень профессионального образования и квалификация, указываемые в документах об образовании и о квалификации, выдаваемых лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, дают их обладателям право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числезанимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации.

​Исходя из ст. 12 ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ» для замещения должностей ГГС уровня «руководитель» в любом случае необходимо наличие высшего образования.

Таким образом, если квалификационные требования к должности Сидоровой предусматривают наличие высшего образования, то получается, что она незаконно занимает эту должность, поскольку диплом о высшем образовании еще не был получен.

Андрей 22.11.2017
Добрый день. проконсультируйте меня по следующему вопросу. имею ли я право преподавать математику в школе, если я закончил математический факультет педагогического университета. но специальность по диплому учитель информатики и экономики.
Отвечает юрист Екатерина Ланская 22.11.2017

Добрый день, Андрей! В соответствии с Приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) „Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» у учителя должно быть высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

Таким образом, чтобы преподавать математику, вам необходимо пройти переподготовку и получить образование в области математики (чтобы именно в дипломе было написано «математика»).

Екатерина Смирнова 13.05.2018
Добрый день! хочу пройти профессиональную пеподготовку по программе "менеджмент в сфере гостиприимства". являюсь руководителем гостиницы. в одном обучающем центре в дипломе указано: диплом подтверждает присвоение квалификации менеджер и дает право на ведение проф.деятельности в сфере управления гостиничным комплексом. во втором: диплом предоставляет право на ведение проф.деятельности в сфере экономики и управления на предприятиях гостиничного бизнеса. какой диплом будет в большей степени соответствовать законодательным требованиям при управлении отелем?
Отвечает юрист Татьяна Осколкова 13.05.2018
Диплом подтверждает присвоение квалификации менеджер и дает право на ведение проф.деятельности в сфере управления гостиничным комплексом.
Екатерина Смирнова

Добрый день!

Не могу согласиться с коллегами!

Екатерина, в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 60)

п. 10. Документ о квалификации подтверждает:

1) повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного
профессионального образования
(подтверждается удостоверением о повышении
квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке).

Таким образом, первый диплом соответствует закону!

Удачи Вам!

Отвечает юрист Пашка Сысуев 12.03.2017

Добрый день, коммерческие организация самостоятельно устанавливают требования к образованию сотрудников занимающих определенные должности. Как правило для руководящих должностей это наличие высшего образования и опыт работы в определенной сфере деятельности от 3-х лет. Поэтому с точки зрения законодательства вы можете выбрать любой диплом.

Отвечает юрист Максим Ревизонский 26.02.2016

Добрый день! Оба диплома соответствуют законодательству.

Отвечает юрист Анастасия Колесникова 22.11.2016

Здравствуйте, Катерина! Подойдут оба диплома.

Татьяна Валерьевна Солод 09.02.2016
Здравствуйте. я имею образование в области "мировой экономики", к.э.н., и доцент. работаю в вузе и уже 8 лет читаю дисциплины по профилю образования "туризм". сейчас встал вопрос о несоответствии моего образования занимаемой должности в связи с принятием закона. действительно ли это так? прописано ли где-то в законе, что делать людям которые обучались и стали преподавать до принятия и введения закона?
Отвечает юрист Пашка Сысуев 09.02.2016

Я имею образование в области «Мировой экономики», к.э.н., и доцент. Работаю в Вузе и уже 8 лет читаю дисциплины по профилю образования «Туризм». Сейчас встал вопрос о несоответствии моего образования занимаемой должности в связи с принятием закона. Действительно ли это так? Прописано ли где-то в законе, что делать людям которые обучались и стали преподавать до принятия и введения закона?

Татьяна Валерьевна Солод

Добрый день!

Татьяна Валерьевна, речь идет, скорее всего, не о законе, а о вступлении в силу с 2017 года профстандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», в соответствии с которым (п. 3.4)

Требования к образованию и обучению доцента — высшее образование — бакалавриат. 
Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года.
Требования к опыту практической работы:
Рекомендуется опыт работы на должностях, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, не менее одного года.

Учитывая информацию в вопросе, Вы полностью соответствуете  требованиям к образованию и обучению доцента.

Удачи Вам!

Отвечает юрист Мадина Дмитриева 03.05.2017

Татьяна Валерьевна, добрый день! На какой закон ссылается образовательная организация?

Кирилл 17.08.2016
Добрый день. работник прошел профессиональную переподготовку и является преподавателем экономики в средней общеобразовательной школе. имеет ли он право в соответствии с законодательством вести уроки обж и мировая художественная культура в общеобразовательной школе? спасибо.
Отвечает юрист Веста Шелехов 17.08.2016

Работник прошел профессиональную переподготовку и является преподавателем экономики в средней общеобразовательной школе. Имеет ли он право в соответствии с законодательством вести уроки ОБЖ и Мировая художественная культура в общеобразовательной школе?

Кирилл

Добрый день!

Кирилл, насколько я понял, работник не имеет педагогического образования!?

В таком случае, он вправе работать учителем ОБЖ и Мировой художественной 

культуры после получения дополнительного профессионального образования как учитель данных предметов (по направлению деятельности в образовательной организации).

(Профстандарт педагога прилагаю).

Удачи Вам!

Статьи по теме
Фирмы, капитал, прибыль

Фирмы, капитал, прибыль.

Инвестиционный кризис в россии

Инвестиционной безопасностью можно считать независимость общероссийских и региональных процессов экономической деятельности и развития, а также связанных с ними производственных, научных и иных отраслей и предприятий от влияния иностранного капитала, инвестированного в экономику России.

Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в современной экономике

Общие понятия о коммерческих организациях, общие понятия о предпринимательских организациях, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, кооперативы, государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия, малые предприятия, предпринимательская деятельность гражданина.