ЭКОНОМИКА
Главная | Экономика | Планирование услуг здравоохранения

Планирование услуг здравоохранения

» » Планирование услуг здравоохранения

Планирование здравоохранения — это обоснование и разработка определенного соотношения потребностей населения в медицинской помощи, лекарственном обеспечении и санитарно-противоэпидемическом обслуживании с возможностями и удовлетворения.

Основными принципами планирования являются:



— функционирование и развитие здравоохранения для обеспечения социальных гарантий получения населением необходимой медико-социальной помощи;
— сопряженность и единство целей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях организации и управления;
— сочетание прогнозов развития на текущий и перспективный периоды;
— научно-техническая обоснованность развития отрасли;
— обеспечение эффективного использования материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов;
— соответствие средств и ресурсов, выделенных на нужды здравоохранения, потребностям населения в получении медицинской помощи и услуг.

Совокупность этих принципов требует высокого уровня организации управления учреждениями здравоохранения, укрепления их материально-технической базы, улучшения финансирования, повышения качества и эффективности медицинского обслуживания.

Планирование, как и в других секторах экономики страны, подразделяется на перспективное, месячное, среднесрочное, текущее, территориальное и отраслевое.

В условиях централизованной экономики и использования командно-административных методов управления отраслью была практика разработки так называемых комплексных планов здравоохранения, которые обычно включали следующие разделы:

— развитие сети учреждений здравоохранения;
— медицинские кадры (потребность, подготовка, повышение квалификации);
— план по труду (численность работников и фонд заработной платы);
— капиталовложения (строительство и оборудование медицинских учреждений);
— план материально-технического снабжения;
— финансовый план — смета расходов медицинского учреждения, составленная по соответствующим предметным статьям и подстатьям экономической классификации расходов бюджетной классификации Российской Федерации, показатели которых являются обязательными для исполнения бюджетными Организациями.

В условиях рыночной экономики содержание и методы планирования в здравоохранении существенно изменились. Это обусловлено двумя основными факторами: децентрализацией системы, управления здравоохранением, как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях и демонополизацией государственной системы здравоохранения.

В связи с этим наблюдается отход от преимущественно директивного планирования й осуществляется переход, прежде всего к рекомендательному (индикативному) планированию здравоохранения. При индикативном планировании применительно к системе здравоохранения страны определяются основные направления национальной политики, национальной стратегии и национальный план действий. Примером индикативного планирования является «Концепция развития здравоохранения Российской Федерации», утвержденная Правительством РФ.

Вместе с тем при планировании здравоохранения, особенно на муниципальном и региональном уровнях, до сего времени не потерял своей актуальности, так называемый нормативный метод планирования, основанный на использовании соответствующих норм и нормативов.

Под нормами понимаются количественные показатели состояния внешней среды, лечебно-профилактической помощи, а также научно обоснованные и регламентированные показатели деятельности медицинских учреждений, нагрузки медперсонала.

Сюда входят:

— гигиенические нормативы (предельно допустимые уровни шума, вибрации, электромагнитных излучений и других физических факторов; ПДК токсических веществ и пыли в воздухе рабочей зоны; ПДК загрязнителей в пищевых продуктах и питьевой воде и др.);
— нормы обеспечения населения лечебно-профилактической помощью (количество больничных коек на 1000 населения, число посещений амбулаторно-поликлинических учреждений на одного жителя);
— нормы нагрузки медицинского персонала, прежде всего врачей (число больных на 1 час амбулаторного приема);
— норматив фондо-вооруженности коечного фонда по типам стационарных медицинских учреждений;
— норматив обеспеченности средствами малой механизации для всех учреждений здравоохранения и социальной защиты;
— норматив оснащенности оборудованием, инструментами, медицинскими изделиями, предметами ухода за больными по видам учреждений;
— норматив обеспеченности санитарным транспортом по видам учреждений;
— нормы потребности в медикаментах и перевязочных средствах и др.

Нормативы — расчетные показатели:

— нормативы организации лечебно-профилактического обслуживания по участкам (численность населения на участке взрослых, детей);
— нормативы среднегодовой занятости койки в стационаре;
— штатные нормативы медицинского персонала в различных медицинских учреждениях и др.

В случаях, когда амбулаторно-поликлиническое учреждение не располагает данными о заболеваемости, и тем более о ее прогнозе на перспективу, а имеющаяся сеть больничных стационаров удовлетворяет потребность населения в госпитализации, потребность в больничных койках на перспективный (расчетный) год может быть определена на основании данных о госпитализации в отчетном году.

Успехи в развитии медицины, применение эффективных методов диагностики, лечения и реабилитации позволяют быстрее излечивать больных, сокращать их пребывание в лечебном учреждении и повышать показатель оборота койки.

Расчетный показатель средней занятости койки в течение года дифференцируется по видам учреждений здравоохранения и по месту их нахождения. В сельской местности время использования койки, как правило, меньше, чем в городе, на 20—30 дней (313—320 дней против 328340 дней).

Планирование стационарной медицинской помощи ведется по различным специальностям на основании статистических данных о заболеваемости населения в районе, городе, области, крае или республике. Специализация коечного фонда оказывает влияние на величину выделяемых средств из бюджета и других источников, поскольку нормы расходования финансовых средств на питание, медикаменты и другие виды расходов дифференцируются в зависимости от вида заболевания и профиля больничных коек.

Стационарную помощь в сельской местности оказывают районные и участковые больницы. Их количество планируют в зависимости от численности населения, потребностей в медицинских услугах, экономической целесообразности, плотности проживания.

При сводном планировании применяются укрупненные показатели с учетом среднего процента прироста коечной сети.

При планировании расходов на питание вычисляется количество койка дней (функционирование койки в год, умноженное на среднегодовое количество коек) и на основании этого определяется общее количество койко-дней в больнице (среднегодовое количество коек, умноженное на число дней функционирования одной койки в год (по профилям отделений).

Аналогично рассчитываются расходы на приобретение медикаментов.

Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования разрабатывают планы здравоохранения с учетом особенностей территорий, социально-экономического развития, состояния здоровья и условий жизни населения.

В качестве основных показателей учитываются:

— показатели здоровья населения и их динамика;
— финансовые и материальные ресурсы, используемые на нужды здравоохранения;
— внедрение ресурсосберегающих технологий;
— развитие страховой медицины;
— совершенствование системы управления и повышение качества медицинского обеспечения населения;
— основные направления профилактической работы и др.

Для рационального решения вопросов финансирования медицинских учреждений и оптимальной организации сети этих учреждений устанавливаются соответствующие нормативы и показатели. При повышении показателя занятости койки какого-либо профиля сверх максимального уровня сумма оплаты уменьшается на величину, равную стоимости койко-дней, превышающих максимальное нормативное число для каждого отделения. При низком показателе занятости койки (ниже норматива) оплата счетов данного отделения производится с понижением коэффициента, рассчитываемого как отношение фактической полугодовой занятости койки к минимальной нормативной.

Контроль за процессом занятости коек и количества врачебных должностей актуален. Обеспеченность населения по этим показателям в России высока при низкой эффективности использования. Простои коек могут достигать один два месяца, а в некоторых случаях и свыше трех месяцев в год.

В настоящее время приняты следующие способы оплаты медицинских услуг:

— при стационарной помощи — оплата за законченный случай госпитализации по тарифам, дифференцированным по клинико-статистическим группам;
— при амбулаторно-поликлинической помощи — оплата за оказанные услуги (посещения, операция, процедуры и др.);
— при оказании скорой медицинской помощи производится оплата за каждый вызов скорой медицинской помощи по тарифам, дифференцированным по категориям вызовов;
— во вспомогательных лечебных диагностических подразделениях производится оплата за оказанные услуги (процедуры, исследования и т.д.).

Средства, полученные за вышеперечисленные случай оказания медицинской помощи и услуг (в том числе платных) работниками всех подразделений, образуют совокупный доход медицинского учреждения.

Учет и расходование дохода осуществляются согласно утвержденным в установленном порядке сметам доходов и расходов, которые являются основными плановыми и финансовыми документами, определяющими объем целевых используемых средств и их поквартальную разбивку. Смета затрат составляется на год на основе оперативно-сетевых и производственных показателей (среднегодового количества коек, числа должностей персонала, количества посещений).

Нормирование услуг здравоохранения

Цена представляет Собой денежное выражение стоимости, рыночный параметр которой характеризует экономические отношения между продавцами и покупателями по поводу купли продажи товаров и услуг. Цена выполняет следующие функции: информационную, стимулирующую, регулирующую, распределительную.

В настоящее время в здравоохранении существует несколько групп цен на медицинские услуги населению:

1. Бюджетные оценки, которые представляют собой расчетную стоимость медицинских услуг в новых условиях хозяйствования. Бюджетные оценки, или расценки, не распадаются на себестоимость и прибыль и частично подходят для финансирования целевых бюджетных программ по оказанию медицинской помощи.
2. Государственные цены на платные медицинские услуги населению (или прейскурантные цены). Прейскурантные цены отличаются от бюджетных оценок тем, что включают типичные фактические затраты, рассчитанные на основе произведенных трудовых и материальных норм, а также прибыль (от 15 до 30% от себестоимости).
3. Договорные цены на медицинские сопутствующие услуги по заказам организаций и предприятий. Эти цены устанавливаются на основе прямого договора между медицинским учреждением и организацией — заказчиком работ. Договорные цены проявляют себя как наиболее свободные в сегодняшней практике лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ).
4. Тарифы на медицинские услуги по обязательному медицинскому страхованию (ОМС). Эти тарифы отражают денежные суммы, определяющие уровень возмещения расходов медицинских организаций по выполнению территориальных программ ОМС и состав этих расходов, причем себестоимость и прибыль в структуре затрат не выделяются, так же как и в «бюджетных оценках». Тарифы на медицинские услуги регулируются приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования 16 « О расчетах тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования граждан».

В настоящее время основным принципом при формировании цен на отечественном рынке медицинских услуг является так называемый затратный принцип образования цены. Этот принцип предусматривает, что цена медицинской услуги формируется с учетом затраченных на ее осуществление ресурсов, т.е. рабочей силы, лекарств, материалов, оборудования, накладных расходов, обязательных отчислений в бюджет и во внебюджетные фонды и т.п. Оценка перечисленных затрат ориентирована, как правило, на бюджетное финансирование, и, стало быть, эта оценка занижена.

Современный экономический подход требует отражать в цене не фактические расходы медицинских учреждений, а нормативные показатели сроков и методов лечения заболевания, т.е. не, сколько возможно потратить исходя из бюджета лечебного учреждения, а сколько нужно потратить по законченному случаю.

На практике в настоящее время все еще широко используется понятие себестоимости медицинской услуги. Затраты, образующие себестоимость услуги, группируются в соответствии с экономическим содержанием по следующим элементам: затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, материальные затраты, износ основных средств и проч.

На основе федеральной базовой программы ОМС территориальными органами управления здравоохранением при участии территориального фонда ОМС разработаны территориальные программы ОМС. Определены социально значимые виды медицинской помощи, финансируемые из бюджетов всех уровней, перечень дорогостоящих видов медицинской помощи, финансируемых из федерального бюджета, и условия оказания платных медицинских услуг. На большинстве территорий субъектов Российской Федерации территориальными органами управления здравоохранением разработаны стандарты медицинской помощи и медицинских услуг. Введение финансирования ЛПУ за объемы и качество оказанной медицинской помощи позволило здравоохранению перейти от затратного механизма финансирования медицинских учреждений по смете расходов к рациональному и более эффективному способу финансирования по фактическим объемам оказанных услуг.

Известно, что показатель экономического благосостояния — объем произведенного валового национального продукта (ВНП), от него зависит и бюджетное финансирование здраво-охранения. Так, в США расходы на здравоохранение составляют более 13%, в Великобритании — 12,5%, в странах Европейского союза — в среднем 8—10% ВНП. Финансовое обеспечение здравоохранения в развитых странах осуществляется из различных источников: государственного бюджета, средств предприятий и взносов частных лиц. Существуют различия лишь в их структуре.

Можно выделить три базовые модели финансирования здравоохранения:

1. Государственная, финансируемая преимущественно (до 90%) из бюджетных источников (Великобритания, Дания).
2. Бюджетно-страховая, финансируемая за счет целевых взносов предпринимателей, трудящихся граждан и субсидий государства. Финансирование из внебюджетных фондов медицинского страхования преобладает в Германии (81%), Италии (87%), Франции (95%), Швеции (81%), Японии (73%).
3. Частнопредпринимательская, финансируемая главным образом за счет взносов по добровольному медицинскому страхованию и реализации платных медицинских услуг населению (США, Израиль, Южная Корея, Нидерланды).

Хрестоматийным образцом бюджетной медицины является Великобритания, есть скандинавские варианты бюджетного страхования. Основной источник — централизованные средства, собираемые в бюджеты. Все услуги находятся в государственной собственности, рыночное стимулирование ограничено. Нормативы финансирования — бюджетные. Тарифы утверждаются законодателем, исполнительной властью, профсоюзами, третейской стороной. Такая модель характеризуется большей экономичностью: цена медицинской услуги для общества ниже.

Нельзя сказать, что в странах с государственной системой организации здравоохранения медицинское обслуживание полностью бесплатно. В Великобритании пациенты оплачивают выписку рецептов, очков, половину стоимости лечения у стоматолога, некоторые услуги в больницах. В целом же эта модель обеспечивает равенство граждан в получении медицинской помощи. Для них существуют государственные целевые фонды поддержки: фонд № 1 — охраны здоровья материи ребенка (в возрасте до 1 года), фонд № 2 — подростковый, фонд № 3 — организации медицинской помощи населению в экстремальных условиях, фонд № 4 т медицинской помощи ветеранам и т.д.

В странах с бюджетно-страховой моделью участие государства ограничено; основная часть фондов формируется предпринимателями и самими застрахованными. Страховые взносы отчисляются в виде определенного процента от фонда оплаты труда. Соотношение этих трех источников в разных странах разное.

Из личных средств больные частично оплачивают в среднем 2,0% стоимости лабораторных анализов, 25% — гонораров врача, 20% — стоимости больничного обслуживания.

Интересен опыт медицинского страхования в Германии, накопленный за более чем столетний период. В случае болезни медицинская помощь оказывается бесплатно для застрахованных и членов их семей. Средний страховой взнос составляет 6,5% от заработной платы работника, столько же платит и работодатель. Финансирование здравоохранения Германии обеспечивается на 60% за счет фондов обязательного медицинского страхования, на 10% — за счет добровольного медицинского страхования, на 15% — из средств государственного бюджета. Обязательным медицинским страхованием охвачено 90% населения, остальные 10% пользуются добровольным медицинским страхованием. Существует балльная система цен на медицинские услуги. Сумма баллов на каждый вид медицинских услуг фиксирована и представлена в справочнике. Цена балла меняется в соответствии с конъюнктурой рынка медицинских услуг.

Во Франции медицинское страхование включено в государственную систему социального страхования, обязательного для всех рабочих и служащих. Ежемесячные отчисления предприятий и организаций на страхование составляют 36% фонда оплаты труда, при этом 6,5% удерживается из зарплаты работников, а остальное оплачивает работодатель. Обязательным медицинским страхованием во Франции охвачено более 80% населения. Медицинские расходы французов составили 19,3% семейного бюджета (для сравнения: расходы на жилье — 17,3%, на питание — 13,8%). Цены на медицинские услуги устанавливаются соглашением между государственной организацией социального страхования «Секьюрити сосиаль» и лечебными учреждениями, врачами. Так, консультация врача стоит 90 франков. Пациент оплачивает всю сумму и получает квитанцию, по которой «Секьюрити сосиаль» возмещает ему 75% расходов. Оставшиеся 25% могут быть возмещены, если пациент застрахован еще и в какой-либо частной компании. Расходы на медикаменты также возмещаются в пределах 70—90% их стоимости, установленной соглашением «Секьюрити сосиаль». Ежегодно цены на медицинские услуги растут, следовательно, увеличиваются суммы страховых взносов. Контракты по медицинскому страхованию облагаются 9%-ным налогом.

Итак, модели медицинского страхования во Франции и Германии очень похожи, они типичны для большинства европейских стран.

Иные принципы здравоохранения в странах Азии, в частности в Японии, где с 1961 г. введено общенациональное страхование здоровья ив настоящее время финансирование здравоохранения осуществляется в основном за счет фондов страхования. Большинство населения Японии застраховано либо по территориальному, либо по производственному принципу. Первый применяется в отношении мелких собственников и членов их семей, инвалидов и других неработающих лиц. Они платят страховые взносы в Ассоциацию национального страхования здоровья. Размер взноса зависит от места жительства, доходов, размера семьи. Пособия предоставляются в виде денежных выплат и льготной медицинской помощи. Предусмотрены льготы для застрахованных: они составляют максимум 90% стоимости медицинских услуг. Пациенты полностью оплачивают стоимость лекарств, пост частной медицинской сестры, пребывание в отдельной, палате. Тарифы на медицинские услуги фиксированы и утверждаются Министерством здравоохранения и социального обеспечения. Производственный принцип страхования охватывает наемных работников и их иждивенцев. Для работников мелких и средних предприятий страховщиком выступает само государство. Администрация и работники крупного предприятия или нескольких предприятий одной отрасли могут создать страховое общество.

По закону о благосостоянии престарелые лица старше 60 лет имеют право на ежегодное бесплатное медицинское освидетельствование, для них бесплатна консультативная и сестринская помощь. Медицинское обслуживание пациентов старше 70 лет полностью бесплатно. Кроме того, й Японии есть общественные фонды, финансирующие профилактику туберкулеза, психических, инфекционных, наследственных заболеваний и компенсирующие ущерб, причиненный здоровью граждан загрязнением окружающей среды.

Американское здравоохранение полностью подчинено интересам рынка. В основе деятельности большинства медицинских учреждений лежат коммерческие принципы. Медицинские услуги покупаются населением так же, как и другие потребительские блага. Стоимость медицинского обслуживания растет быстрыми темпами, и реальный объем и доступность медицинских услуг для большинства граждан сокращаются: они оплачивают стоимости услуг частнопрактикующих врачей, почти полностью — лечение у стоматологов, приобретение лекарств, очков, протезов й послебольничный уход на дому. Особенно высоки расходы, связанные с госпитализацией и проведением сложных операций.

В США применяются два типа частного медицинского страхования: индивидуальное и групповое. В последнем случае предприниматель и все его рабочие, и служащие приобретают единый страховой полис. Групповым страхованием охвачено 74% рабочих и служащих частного сектора экономики и 80% — государственного. Из федерального бюджета, бюджетов штатов, местных органов управления финансируются принятые программы «Медикэр» и «Медикейд».

Программа « Медикэр» предусматривает выплату пенсий по инвалидности в течение двух и более лет, обязательное страхование людей старше 65 лет на случай госпитализации: им предоставляется больничное и послебольничное обслуживание, уход на дому, место в хосписе. Вторая часть программы предполагает дополнительное добровольное страхование, по условиям которого государство покрывает 80% стоимости лечения, а остальные 20% оплачивают сами пациенты.

По программе социальной поддержки «Медикейд» бесплатная медицинская помощь предоставляется неимущим и малоимущим гражданам. За счет муниципального и федеральных бюджетов по этой программе обслуживаются беременные и дети первого года жизни. Реализация программы требует больших финансовых затрат в связи с тем, что число нуждающихся граждан растет. В целом огромные расходы на здравоохранение в США (более 3 тыс. дол. на душу населения) не приносят адекватных результатов. Проблема доступности медицинских услуг остается нерешенной.

Совершенно очевидно, что при переходе к медицинскому страхованию в России необходимо учитывать весь положительный опыт, накопленный в развитых странах. Однако бездумно переносить его на нашу почву не следует.

Несмотря на сложность экономической ситуации в период перехода экономики страны к рыночным отношениям, органам управления здравоохранением удалось, хотя и с большими трудностями, сохранить доступность, требуемые объемы практически по всём видам медицинской помощи и кадровый потенциал. В настоящее время наиболее важными в экономике здравоохранения являются вопросы финансового обеспечения медицинских учреждений, и здесь есть очень много аспектов, связанных, в том числе и с введением медицинского страхования. Кроме того, большой интерес представляют также возможности кредитования медицинских учреждений, включая такие их формы, как ссуды, лизинг, факторинг, выпуск и приобретение ценных бумаг.

Здравоохранение является одним из важнейших подразделений социальной составляющей городского хозяйства муниципального образования. Хотя Конституция РФ определяет здравоохранение как предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, основной объем массовых видов медицинской помощи населению оказывается на муниципальном уровне.

Правовой основой деятельности органов городского и местного самоуправления в области охраны здоровья населения является Конституция Р.Ф, федеральные законы «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», «О лекарственных средствах», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и иные нормативные правовые акты всех уровней власти по вопросам охраны здоровья населения.











Назад | | Вверх

Вопросы и ответы юристов
Юлия 11.10.2016
Добрый день! в 2017 году закончила ординатуру по специальности врач-эндоскопист. и уже год не могу устроиться на работу,причина нет опыта. звонила даже в департамент здравоохранения, на что они ответили, что ничем не могут помочь
Отвечает юрист Никита Жуков 11.10.2016

Здравствуйте. В таком случае затребуйте  у работодателя письменный отказ в приёме на работу. И обжалуйте отказ в приёме на работу через суд. Ст. 64 ТК РФ.

Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора.
Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с  работников, не допускается, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.

По письменному требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме в срок не позднее чем в течение семи рабочих дней со дня предъявления такого требования.
Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд.

По сути иного выхода у Вас нет. Только решения не всегда в пользу работника, сразу скажу Вам.

Под деловыми качествами работника следует, в частности, понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли).

http://sudact.ru/regular/doc/6...

Игорь Шишлянников 06.04.2017
Здравствуйте. у меня несколько вопросов по поводу сертификата врача, на сайте росздравнадзора и на "врачи рф" не ответили. итак:1. действителен ли сертификат врача, выданный воронежским частным учреждением дополнительного профессионального образования "институт профессиональных технологий и сервиса физ"? сайт этого учреждения: http://www.fiz-vrn.ru/2.действителен ли сертификат, выданный этим учреждением, если он отсутствует в едином реестре?3. может ли врач, прошедший цикл повышения квалификации по "организация здравоохранения и общественное здоровье." в этом учреждении(ссылка: http://www.fiz-vrn.ru/faculties/tsikly-povysheniya-kvalifikatsii-sertifikatsionnye-tsikly--/organizatsiya-zdravookhraneniya-i-obshchestvennoe-zdorove--/#content), работать главным врачом, и.о. главврача, заместителем главврача в государственных и частных учреждениях здравоохранения?4. могу ли я не выполнять распоряжения моего руководителя, если его сертификат по озд не отражается в едином реестре и выдан в вышеназванном учреждении?5. обязаны ли подобные частные образовательные учреждения регистрировать выданные сертификаты в едином реестре? с уважением. игорь александрович.
Отвечает юрист Никита Жуков 06.04.2017

Статья 14. Федерального закона от 21.11.2011 N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» устанавливает отдельные полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью.
Органы местного самоуправления осуществляют отдельные государственные полномочия в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью в случае, если федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации они наделены такими полномочиями, оказывают содействие развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи и обеспечивают ее поддержку в пределах полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты, устанавливающие дополнительные гарантии права граждан на получение бесплатной юридической помощи, участвовать в создании муниципальных юридических бюро и оказывать гражданам все виды бесплатной юридической помощи, предусмотренные статьей 6 настоящего Федерального закона.

Екатерина Шаньгина 19.08.2016
Добрый день! столкнулись с проблемой: у нас семья двое детей одному 1,5 второму 6 лет, я мама нахожусь в отпуске по уходу за ребенком , муж работает, т.к заболели именно 2 ребенка, то решили ,что муж пойдет на больничный со старшим ребенком. в выдаче больничного листа нам отказал наш участковый врач ссылаясь на новое распоряжение заведующей. я сама лично подошла к заведующей , на что мне был дан ответ , если вы сидите в декрете с одним "больным"ребенком, то что мне мешает еще и ухаживать за старшим"больным" ребенком, естественно все это мне сказали в устной форме. муж работает на железной дороге, бывает так что его не бывает по 2 и 3 дня, а я даже в аптеку не могу сходить. в общем данная ситуация меня возмутила, и я позвонила на горячую линию министерства здравоохранения, там мне пояснили , что отказ в выдаче больничного листа мужу по уходу за старшим ребенком 6 лет не законен, ссылаясь на приказ минздравосоцразвития россии от 29.06.2011.№624 н"об утверждении порядка выдачи листков нетрудоспособности"№ 34, вопрос имеет ли право мой муж идти на больничный со старшим ребенком? если да то как быть и как действовать? если я права, то как написать жалобу на сайт здравоохранения, ну и конечно больничный лист хотелось бы получить.
Отвечает юрист Никита Котов 19.08.2016

Добрый день, Екатерина!

В соответствии с п. 34 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ 

​34. Листок нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи выдается медицинским работником одному из членов семьи (опекуну, попечителю, иному родственнику), фактически осуществляющему уход.

В данном случае необходимо было просто придти на прием к врачу именно отцу с ребенком и после того как врач установить, что Ваш старший ребенок заболел, то  ​больничный открыл бы именно на Вашего мужа .

выписал бы на него ​больничный.

Екатерина Шаньгина

Олег 28.02.2016
Здравствуйте. я работаю в районной больнице врачом, по программе "земский врач". в последнее время условия труда стали просто невыносимыми. постоянные перебои с поставкой лекарственных препаратов, оснащение операционной и отделения не соответствует приказам министерства здравоохранения. работаем мы сутки через сутки, так как всего 2 врача реаниматолога. больница обслуживает 50 тысяч населения. нам предлагают работу в день, плюс работа по экстренности, с оплатой сверхурочных часов, но дежурства на дому платить отказываются. на данный момент я хочу уволиться, но при увольнении по собственному желанию я буду должником перед министерством здравоохранения, так как мне осталось отработать чуть более 1 года. могу ли я уволиться по причине условий труда, несоответствия рабочего места приказам мз. если да то как это сделать, и какая запись должна быть в трудовой книжке?
Отвечает юрист Данил Козлов 28.02.2016

Здравствуйте!

Правильно Вы понимаете — если уволитесь по собственному желанию, ст.80 ТК РФ, то Вам придется возмещать Министерству здравоохранения денежные средства пропорционально отработанному времени согласно условий заключенного договора. Уволиться по причине нарушений условий труда, несоответствия рабочего места — такого в законе нет. Поэтому, чтобы отстоять свои права обращайтесь для проведения проверки в трудовую инспекцию, прокуратуру и суд.

КоАП РФ, Статья 5.27. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

3. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

4. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 3 или 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

6. Невыплата или неполная выплата в установленный «срок» заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

7. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Удачи!

Китова Юлия Сергеевна 05.03.2018
Я работаю педагогом (учителем - дефектологом) в гбуз подкб им. н.ф. филатова кдп №1 (для детей). ранее норматив моего рабочего времени составлял 18 часов в неделю на ставку, продолжительность очередного оплачиваемого отпуска - 56 календарных дней. аттестацию для подтверждения квалификационной категории получала в системе здравоохранения. в настоящее время в аттестации педагогическим работникам, работающим в системе здравоохранения, отказано и в министерстве здравоохранения и в министерстве образования. два года назад очередной отпуск администрация сократила до 28 календарных дней, аргументируя отсутствием у учреждения лицензии на педагогическую деятельность, при этом я продолжаю выполнять прежнюю работу в большем объёме(20 часов в неделю на ставку). в связи с вышеперечисленным прошу дать разъяснения: 1. какими нормативно - правовыми актами регулируется работа учителя - дефектолога, логопеда в учреждениях здравоохранения? 2. тождественны ли должности учителя - дефектолога и логопеда в здравоохранении? 3. где можно подтвердить квалификационную категорию? по данному вопросу я обращалась к юристам учреждения, в инспекцию по трудовым спорам г. пензы - разъяснений получено не было (не могут определить нормативно - правовую базу)
Отвечает юрист Алексей Воронов 05.03.2018

В связи с вышеперечисленным прошу дать разъяснения: 1. Какими нормативно — правовыми актами регулируется работа учителя — дефектолога, логопеда в учреждениях здравоохранения? 2. Тождественны ли должности учителя — дефектолога и логопеда в здравоохранении? 3. Где можно подтвердить квалификационную категорию? По данному вопросу я обращалась к юристам учреждения, в инспекцию по трудовым спорам г. Пензы — разъяснений получено не было (не могут определить нормативно — правовую базу)

Китова Юлия Сергеевна

Добрый день!

Юлия Сергеевна, в соответствии с ЕКС работников образования требования к квалификации по должностям Учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед) <*>

(<*> Наименование должности «Логопед» в образовательных учреждениях не применяется, а используется в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания.) единые!

В соответствии с 

Приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601
«О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»:

2.3. Норма часов педагогической работы 20 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается: учителям-дефектологам; учителям-логопедам.

часов учебной (преподавательской) работы).
2.8.1. Норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:
логопедам медицинских организаций и организаций социального обслуживания.

Поскольку у вашей организации нет лицензии на образовательную деятельность, то это просто учреждение здравоохранения. Если бы была лицензия, то это была бы организация, осуществляющая образовательную деятельность (ст. 2, 31 ФЗ «Об образовании в РФ) и в этом случае, в соответствии со ст. 21 закона: 

1. Образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями.

2. На организации, осуществляющие обучение, и индивидуальных предпринимателей, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.

Таким образом, поскольку ваша организация не является организацией, осуществляющей образовательную деятельность, то социальных гарантий для педагогических работников нет, кроме нормы часов логопедов. В том числе, и в отношении аттестации, поскольку Вы не являетесь педагогическим работником.

Удачи Вам! 

Милана 19.08.2017
Здравствуйте, я магистр психологии(без базового), окончила курсы профессиональной переподготовки по специальности "клиническая психология. исходя из положений приказа министерства здравоохранения и социального развития рф от 23 июля 2010 г. n 541н , я являюсь клиническим (медицинским) психологом. меня интересует, могу ли я работать в качестве психотерапевта? к сожалению в данном справочнике я такую должность не нашла. в приказе министерства здравоохранения рф от 20 декабря 2012 г. n 1183н указано, что мед. психолог относится к мед.работником с высшим не медицинским образованием, но в медицинских вузах, при этом есть специальность "клинический психолог" срок обучения 6 лет, и дисциплины абсолютно аналогичные специальности "лечебное дело". почему же в приказе указано "с не медицинским образованием"? и если я окончу специалитет в медицинском вузе по спец, "клин. психология" я смогу практиковать в качестве психотерапевта? есть ли требования к образованию психотерапевта?
Отвечает юрист Станислав Никитин 19.08.2017

Психотерапевт должен иметь высшее медицинское образование по специальности «психиатрия».

Квалификационные требования для психотерапевтов указываются в Приказе Минздрав РФ от 8 октября 2015 года N 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки „Здравоохранение и медицинские науки“ Специальность «Психотерапия» Уровень профессионального образованияВысшее образование — специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия».

Диана 13.10.2017
Скажите пожалуйста, если я увольняюсь с больницы в связи с необходимостью ухода за ребёнком до 14 лет, то непрерывностью медицинского стажа дающая право на надбавки будет сохраняться не зависимо от перерыва в работе. это согласно согласно п. 2.2.7 приказа министерства здравоохранения и социального развития рф от 28 августа 2008 г. n 463н «о введении новой системы оплаты труда работников федеральных бюджетных научных учреждений, имеющих в составе клинические подразделения, подведомственных министерству здравоохранения и социального развития российской федерации». я правильно понимаю?
Отвечает юрист Роман Мельников 13.10.2017

Здравствуйте!

Совершенно верно. Но только при соблюдении условия о поступлении на работу до достижения ребенком возраста 14 лет.

2.2.7. стаж работы сохраняется также в случаях:
— расторжения трудового договора в связи с уходом за ребенком в возрасте до 14 лет (в том числе находящихся на их попечении) или ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, при поступлении на работу до достижения ребенком указанного возраста;
Кирилл 16.09.2017
Являюсь "молодым специалистом" в сфере здравоохранения.мною был подписан контракт на получение "подъёмных" средств и сроком отработки в три года.в виду сложившихся жизненных ситуаций и сменой вектора развития было решено сменить место работы.контракт был заключён через минздравсамарской области с больницей города сызрань.сменить место работы хочу не покидая сферы здравоохранения и области,но переезжая в центр области -- самару. в обоих больницах отдел кадров даёт один и тот же ответ что перевод невозможен и нужно возвращать средства в течении двух недель после написания "белого листка".министерство здравоохранения города сызрань дало абсолютно идентичный предыдущим ответ. как быть в такой ситуации?какие шаги и инстанции сделать и посетить?
Отвечает юрист Максим Ревизонский 16.09.2017

Здравствуйте, Кирилл.

В обоих больницах отдел кадров даёт один и тот же ответ что перевод невозможен и нужно возвращать средства в течении двух недель после написания «белого листка».Министерство здравоохранения города Сызрань дало абсолютно идентичный предыдущим ответ. Как быть в такой ситуации?

Кирилл

Вариантов у вас нет. Если хотите уволится из той больницы, за трудоустройство в которой и был заключен контракт на подъемные, то деньги придется вернуть, плюс уплатить проценты — в вашем контракте четко прописано, в каких случаях специалист не должен возвращать деньги.

Какие шаги и инстанции сделать и посетить?

Кирилл

полагаю, что даже суд не встанет на защиту ваших интересов, так как со стороны Минздрава Самарской области нарушения контракта нет, а ваши личные причины не имеют юридического значения.

Елена Хлюпина 01.05.2017
Сколько часов составляет рабочая неделя логопеда поликлиники? какова продолжительность ежегодного отпуска логопеда здравоохранения. распространяется ли приказ министерства образования и науки российской федерации (минобрнауки россии) от 24 декабря 2010 г. n 2075 на логопедов здравоохранения? какие нормативные документы существуют для логопедов здравоохранения, кроме приказа 383? с уважением елена хлюпина
Отвечает юрист Павел Алексеев 01.05.2017

Здравствуйте Елена!

Рабочая неделя логопеда составляет 18 часов.

В соответствии с пунктом 2.8.1. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 22 декабря 2014 г. N 1601 г. Москва «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»,

Норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

логопедам медицинских организаций и организаций социального обслуживания;

Статьи по теме
Основные финансовые ресурсы

Основные финансовые ресурсы, понятие государственных финансовых ресурсов, источники формирования государственных финансовых ресурсов, амортизационный фонд, понятие финансовой политики, принципы финансовой политики, финансовая политика государства, финансовая политика предприятия.

Некоммерческие организации 2018

Некоммерческие организации 2018, отчетность некоммерческих организаций в 2018 году, автономная некоммерческая организация в 2018 году, субсидии некоммерческим организациям в 2018 году, гранты для некоммерческих организаций на 2018 год, формы некоммерческих организаций в 2018 году, устав некоммерческой организации в 2018 году, регистрация некоммерческой организации в 2018 году, налогообложение некоммерческой организации в 2018 году, ликвидация некоммерческой организации в 2018 году, учетная политика некоммерческих организаций на 2018 год, УСН для некоммерческих организаций в 2018 году.

Социальное партнерство: понятие и значение, формы и функции, особенности

Социальное партнерство: что собой представляет и его формы, функции и принципы, политика и значение, система партнерства в труде, организаций с социальными учреждениями, роль государства, примеры соглашений и договоров с соцучреждениями