ЭКОНОМИКА
Главная | Экономика | Политика стабилизации

Политика стабилизации

» » Политика стабилизации

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:



  • Общие положения
  • Инструменты стабилизации в рыночной экономике. Фискальная политика
  • Воздействие лагов
  • Вновь о неопределенности
  • Последовательность при разработке стабилизационной политики
  • Проблемы стабилизации в переходной экономике

    Общие положения

    Определение. Политика стабилизации представляет собой политику государства, направленную на стабилизацию экономики — достижение стабильного уровня цеп и полной занятости, а также обеспечение благоприятного климата для экономического роста. Вследствие тесных международных отношений и взаимозависимости стран мира, политика стабилизации должна учитывать не только внутреннее равновесие (полную занятость и стабильность цен внутри страны), по и внешнее равновесие, которое наступает в том случае, если внешнеторговый баланс и баланс движения капиталов равны нулю. Стоит лишь вспомнить о том, как огромная задолженность сдерживала рост экономики многих стран Латинской Америки или в какой степени рост зависит от активного экспортного сектора в других странах, чтобы понять, насколько важное значение имеет внешнеэкономический сектор для сохранения стабильных цеп, полной занятости и высоких темпов экономического роста для многих стран мира.

    Одной из важнейших предпосылок для стабильного развития экономики является благоразумная фискальная политика, в которой расходы контролируются и доходы практически покрывают расходы или близки к ним, так что бюджетный дефицит представляет небольшой процент от ВНП. Крупный бюджетный дефицит оказывает отрицательный эффект па всю экономику. В зависимости от способа финансирования, дефицит порождает инфляцию, вызывает повышение процентной ставки, вытесняет инвестиции частного сектора, нарушает платежный баланс.

    В сводном виде цели политики стабилизации экономики связаны с созданием такого экономического климата, который позволяет добиться:

    -              полной занятости;

    -              стабильности цен;

    -              эффективного экономического роста.

    Ни одна страна не может постоянно находиться в стабильном равновесии. Переходная экономика также сталкивается со многими проблемами, порождающими нестабильность, поскольку цены и обменные курсы валют освобождаются от государственного контроля. Даже и промышленно развитых, странах с рыночной экономикой, экономические нарушения происходят постоянно. Однако страны всегда приспосабливаются к внутренним и внешним шокам, таким как кризис задолженности, шоковое повышение цен на нефть и крупные изменения цен на другие товары, которые имели большое влияние на мировую экономику. Большая часть стран с рыночной экономикой развивается неравномерно, рывками, т.е. они переживают деловые циклы, состоящих из периодов быстрого роста экономики, несущего опасность инфляции, а затем наступает стагнация с неприемлемым уровнем безработицы. Для решения этих проблем необходимо вмешательство государства.

    Проблемы стабилизационной политики

    К сожалению, эффективная политика стабилизации экономики встречает много трудностей. При ее проведении часто возникают противоречия между сохранением полной занятости и такой целью, как поддержка инфляции на низком уровне, иногда достижение одной из этих целей создает проблемы, затрудняющие реализацию другой. Как, например, можно снизить безработицу без увеличения инфляции? Это, вероятно, главная проблема. В течение периода «стагфляции», когда высокая инфляция и большая безработица существовали в США в одно и то же время, фискальная и монетарная политика правительства были неэффективны. Одной из трудностей рассматриваемой проблемы является неопределенность, касающаяся степени влияния монетарной и фискальной политики на совокупный спрос и предложение.

    Иногда монетарная и фискальная политика, используемая для достижения внутреннего равновесия, может приводить к нарушениям платежного баланса. Действия в одной промышленно развитой стране будут оказывать влияние па экономическую активность в других промышленно развитых странах, а также в развивающихся странах. Часто правительство одной страны оказывает давление на другие страны с целью повышения процентной ставки, снижения процентной ставки или сокращения определенных торговых барьеров.

    Главной причиной, создающей проблемы при проведении политики стабилизации экономики, является неопределенность. Неопределенность, связанная с лагами (запаздыванием), создает наиболее серьезные трудности.

    Существуют лаги в связи:

    а) с распознаванием самой проблемы;

    б) с реализацией этой политики;

    в) с воздействием политики стабилизации на экономику.

    К тому времени, когда фискальная или монетарная политика начнет оказывать влияние на экономику, страна может находиться в условиях полной занятости, и проводимая политика может стать дестабилизирующей и вызывающей инфляцию.

    Реакция частного сектора на изменения направлений политики в значительной степени зависят от ожиданий фирм и семей, и эти ожидания часто трудно предсказать. Добавьте к этим трудностям неконтролируемые и часто непредвиденные внешние экономические нарушения и вы увидите, что задача стабилизации экономики, действительно трудна. Многие из этих проблем будут рассмотрены более детально в последующих разделах статьи.

    Проблемы стабилизации переходной экономики еще более сложны. Проблемы, с которыми сталкивается правительство при проведении своей политики, как правило, огромны вследствие большой макроэкономической нестабильности, существующей с самого начала или создаваемой в период устранения централизованного контроля. Поскольку многие рыночные институты находятся на стадии создания, то фискальная и монетарная политика будет неэффективной или, в лучшем случае, менее предсказуемой и менее эффективной. На начальной стадии реформ приоритет прежде всего отдается установлению стабильной обстановки. Для этого, обычно, бывает необходимым сочетание уже действующего контроля и новых законов центрального правительства. Переходная экономика рассматривается в отдельном разделе этой статьи.

    Инструменты для достижения стабилизации



    Монетарная политика, которая включает увеличение или уменьшение денежной массы для того, чтобы сократить или повысить процентные ставки, в условиях рыночной экономики контролируется центральными банками. Фискальная политика включает изменение государственных расходов и налогов для достижения безинфляционного выпуска продукции в условиях полной занятости. Как монетарная, так и фискальная политика предназначены для изменения совокупного спроса. В дополнение к этим двум инструментам мы также рассмотрим проблемы политики, направленной па смещение кривой совокупного предложения вправо, т.е. проанализируем в следующем параграфе инструменты, используемые для снижения издержек производства и повышения его эффективности.

    Таким образом, основные инструменты стабилизации включают в себя:

    -              фискальную политику;

    -              монетарную политику;

    -              политику, направленную на изменения и совокупном предложении.

    Инструменты стабилизации в рыночной экономике. Фискальная политика

    Она включает манипулирование государственными расходами и налогами для устранения циклических колебаний выпуска продукции и уровня занятости, стабилизации цен и стимулирования экономического роста. Эта задача очень сложна по многим причинам, не последней из которых является то, что государственные расходы используются для достижения многих целей, кроме стабилизации экономики и обеспечения экономического роста, например они используются для улучшения инфраструктуры, программ социального обеспечения, укрепления национальной обороны, создания зон отдыха, улучшения железных и автомобильных дорог, контроля за наводнениями, улучшения системы образования, замены старых и опасных мостов, контроля окружающей среды, фундаментальных исследований и опытно-конструкторских разработок и т.д. Наряду с этим, выбор в качестве инструмента государственной политики государственных расходов, трансфертных платежей или изменения налогов предполагает и учет возможного перераспределения доходов, масштабов государственного вмешательства и других важных проблем, имеющих политические и идеологические последствия.

    Инструменты фискальной политики. Набор этих инструментов включает государственные субсидии, различные виды налоговых изменений (личный подоходный налог, налог па корпорации, акцизные налоги, изменение налоговых ставок или сумм налогообложения), трансфертные платежи и другие государственные расходы. Стимулирующая фискальная политика ведет к увеличению как совокупного спроса, так и процентной ставки, а значит, и к увеличению внешнеторгового дефицита. Рост выпуска продукции при увеличении совокупного спроса, ведет к росту импорта, который, в свою очередь, увеличивает торговый дефицит. Рост притока капитала из-за границы, вызывающий повышение процентной ставки внутри страны, приведет к повышению обменного курса национальной валюты, дальнейшему снижению конкурентоспособности страны на внешнем рынке и ухудшению торгового баланса. Как будет показано ниже, различные инструменты фискальной политики оказывают различное влияние на экономику.

    Государственные расходы, направленные на расширение экономики и не компенсируемые повышением налогов, приведут к росту процентных ставок и сокращению инвестиций в частном секторе, а также расходов на потребительские товары длительного пользования. Это будет происходить до тех пор, пока в экономике не наступит спад, или не будет использована дополняющая монетарная политика для сохранения процентной ставки па постоянном уровне. Объектом государственных расходов может быть и отдельная отрасль промышленности в зависимости от направленности государственных закупок.

    Вид государственных расходов. Выбор отдельного вида государственных расходов имеет важное значение, поскольку в каждом случае эффект мультипликатора может быть различным. Например, среди специалистов существует мнение, что мультипликатор расходов па оборону имеет меньшую величину по сравнению с другими видами расходов. Поскольку оборонная промышленность весьма капиталоемка, влияние расходов на оборону и занятость, а, значит, и па доходы будет меньше, чем влияние других видов государственных расходов.

    Трансфертные платежи. Трансфертные платежи имеют более низкий мультипликатор по сравнению с другими государственными расходами, поскольку часть этих сумм сберегается. Мультипликатор трансфертных платежей равен мультипликатору государственных расходов, умноженному на предельную склонность к потреблению. Преимуществом трансфертных платежей является то, что они могут быть направлены на определенную группу населения.

    Снижение налогов. Эффект сокращения налогов будет аналогичен, в некотором отношении, увеличению государственных расходов. Совокупный спрос будет расти, процентные ставки — увеличиваться и может наступить сокращение инвестиций в частном секторе. Однако влияние на расходы потребителей будет большим. Сокращение налогов приведет к росту мультипликатора, усиливая эффект любого увеличения совокупного спроса.

    Тип налогов. Выбор вида налога, например, личного подоходного налога, налога на корпорации, налога на продажи, налога на недвижимость, акцизного налога и т.п., имеет важное значение, гак как каждый вид будет оказывать различное влияние па экономику, включая различное влияние на стимулы экономического роста и экономической эффективности. Например, личный подоходный налог или налог на корпорации может привести к снижению заинтересованности в нововведениях и желанию работать сверхурочно, в то время как налог на продажи не вызовет такого эффекта.

    Аккордный (паушальный) налог. Увеличение аккордного налога приведет к уменьшению совокупных расходов, но не вызовет изменения мультипликатора, в то время как увеличение ставки личного подоходного налога приведет к уменьшению потребительских расходов и снижению мультипликатора.

    Инвестиционные субсидии оказывают воздействие, отличное от других инструментов фискальной политики, поскольку они стимулируют инвестиции. С помощью инвестиционных субсидий государство снижает издержки каждой фирмы, связанные с инвестициями, увеличивает потребность в инвестициях при любом данном уровне процентной ставки, которая в свою очередь, смещает кривую IS вправо. При любом уровне процентной ставки, фирма будет инвестировать больше средств, поскольку она оплачивает только часть расходов на инвестиции, и поэтому затраты па инвестиции будут меньше, а отдача больше. Кривая /5смещается на сумму изменений инвестиций, вызванных инвестиционными субсидиями, умноженную на мультипликатор. Хотя процентные ставки растут, инвестиции также увеличиваются.

    Мультипликатор фискальной политики

    Мультипликатор фискальной политики, приведенный ниже, показывает, в какой мере рост государственных расходов изменит равновесный уровень доходов при сохранении неизменного уровня реальной денежной массы. Если объему реальной денежной массы будет позволено расти, процентная ставка не увеличится в такой же степени, а мультипликатор станет больше.

    Данный мультипликатор не учитывает эффект изменения цен. Экспансионистская фискальная политика, как правило, приводит к росту цеп, если экономика не находится в состоянии спада. При этом инфляция будет, как правило, повышать процентные ставки, сокращая инвестиции частного сектора и потребительские расходы па товары длительного пользования, снижая мультипликационный эффект фискальной политики.

    Монетарная политика

    С помощью монетарной политики центральный банк изменяет количество денежных средств в банковской системе, и тем самым получает возможность изменять процентную ставку и воздействовать на инвестиции и доходы. Увеличение предложения денежной массы снижает процентную ставку, а уменьшение предложения денег се повышает. Наиболее важным средством контроля предложения денежной массы является осуществление операций па открытом рынке, на котором Федеральная резервная система увеличивает предложение денег путем закупки казначейских облигаций, и уменьшает запасы денежных средств, их продавая. Когда облигации покупаются, их цена увеличивается, поскольку ФРС поднимает цену до такого уровня, который будет привлекать продавцов. Когда цена облигаций увеличивается, процентная ставка уменьшается, в результате наблюдается рост инвестиций и выпуска продукции.

    Воздействие монетарной политики на экономику. Механизм воздействия монетарной политики на экономику существенно отличается по сравнению с фискальной политикой. Хотя стимулирующая политика повышает совокупный спрос в обоих случаях, увеличение денежной массы сокращает процентные ставки и стимулирует закупки товаров длительного пользования. Стимулирующая монетарная политика сокращает дефицит государственного бюджета, в то время как увеличение государственных расходов или снижение налогов увеличивает бюджетный дефицит. Вместе с тем, увеличение денежной массы будет оказывать давление на цены в сторону их повышения, более значительное по сравнению с фискальной политикой, так что вероятность инфляции здесь больше.

    Связь с внешнеэкономическим сектором. Экспансионистская денежная политика, как правило, не будет увеличивать дисбаланс внешнеэкономического сектора в такой же степени, как фискальная политика. В то время как увеличение совокупного спроса приведет к росту дохода, который частично используется па потребление иностранной продукции, т.е. на увеличение импорта, сокращение процентной ставки будет вызывать отток капитала из страны, поскольку инвесторы начнут приобретать ценные бумаги в других странах, где они приносят большие доходы. Это приводит к понижению обменного курса национальной валюты (се обесценению) и улучшению торгового баланса. Вместе с тем, более высокие цены па отечественные товары стимулируют потребителей покупать импортные товары, что приведет к сокращению конкурентоспособности экспортного сектора экономики.

    Существует значительное различие в величине лагов, связанных с действием монетарной и фискальной политики. Рассмотрим это различие.

    Мультипликатор монетарной политики

    Параметры приводимого ниже мультипликатора те же, что и мультипликатора, приведенного в предыдущем разделе о фискальной политике, поэтому мы не будем снова определять их. Однако существует различие, связанное с характером и степенью влияния этих параметров на мультипликатор. Например, хотя увеличение эластичности спроса на деньги по проценту приведет к росту мультипликатора фискальной политики, это вызовет уменьшение мультипликатора монетарной политики. К тому же, хотя увеличение эластичности инвестиций по проценту будет снижать эффективность фискальной политики, оно будет повышать эффективность монетарной политики.

    Так же как в случае с мультипликатором фискальной политики, внешнеэкономический сектор будет учитываться через предельную склонность к импорту в формуле базисного мультипликатора:

    1.            Хотя оба вида экспансионистской макроэкономической политики — фискальная и монетарная — оказывают давление на цены в сторону их увеличения в течение краткосрочного периода в результате роста совокупного спроса, в долгосрочном плане монетарная политика имеет намного большее инфляционное влияние на экономику. В течение длительного периода времени фискальная политика будет, как правило, вести к небольшому росту цен под влиянием эффекта богатства, который является результатом увеличения финансовых активов, выпущенных в связи с займами правительства для покрытия бюджетного дефицита.

    2.            Увеличение предложения денежной массы будет снижать процентную ставку, стимулируя тем самым инвестиции в частном секторе. В долгосрочном плане этот эффект может модифицироваться, отчасти вследствие прямой зависимости между процентными ставками и ожидаемым темпом инфляции.

    3.            Сокращение роста капитала, вызванное более высокими процентными ставками, делает фискальную политику менее предпочтительной с учетом долгосрочного роста экономики. Хотя уменьшение процентных ставок, вызванное монетарной политикой, приведет к росту инвестиций, однако, увеличение цен окажет негативное влияние на долгосрочный экономический рост, поскольку инфляция нанесет ущерб конкурентоспособности отечественной промышленности.

    4.            При рассмотрении внешнеэкономического сектора следует учитывать умеренное влияние монетарной политики на внешнеторговый дефицит. Обесценение национальной валюты, вызванное оттоком капитала из страны, будет в некоторой степени компенсировать тот прирост импорта, который вызван увеличением дохода, равно как и увеличение импорта и сокращение экспорта в связи с более высокими ценами.

    Дискуссия между фискалистами и монетаристами об эффективности фискальной и монетарной политики. Эти две школы экономической мысли имеют различные взгляды относительно эффективности политики каждого направления сточки зрения стабилизации экономики. Приведем краткое изложение этих позиций.

    Сторонники фискальной политики, с пониманием относясь к некоторым проблемам США, связанным с политикой стабилизации экономики, тем не менее считают, что политики могут использовать монетарную и фискальную политику для эффективного контроля экономики. Лидеры этой группы Джеймс Тобин и Франко Модильяни полагают, что обычно следует проводить «тонкую настройку» экономики, пока ее реакция на проводимую политику незначительна, и пока не поняты масштабы экономических нарушений.

    Представители монетарной школы согласны с тем, что объем денежной массы определяет уровень цен и экономической активности. Однако вследствие трудностей по регулированию этих взаимосвязей, правительство не должно проводить активную политику. Они рекомендуют непрерывный (постоянный) темп прироста денежной массы и незначительное вмешательство государства в экономику. Одним из главных монетаристов является Милтон Фридмен.

    Повышение эффективности: сдвиги кривой совокупного предложения

    В течение последних десяти лет повышенное внимание уделялось разработке и реализации политики, направленной на увеличение стимулов к труду, сбережениям и инвестициям, на содействие росту эффективности. Все эти виды политики смещают кривую совокупного предложения вправо и содействуют экономическому росту страны. В связи со стагфляцией, которую пережили многие промышленно развитые страны, некоторые экономисты — сторонники экономической теории предложения также полагают, что эта политика пригодна для стабилизации экономики. Фактически экономика предложения не является новой концепцией и имеет корни в классическом направлении. Один из ведущих представителей классической политической экономии прошлого века Жан-Батист-Сэй сделал несколько весьма примечательных комментариев, подчеркивающих роль предложения в экономике. Он считал плохим то правительство, которое стимулировало потребление вместо того, чтобы поощрять производство. Даже Кейнс признал важность предложения товаров, хотя он разработал теорию, в которой подчеркивалось значение спроса и в соответствии с которой в течение более 40 лет осуществлялось стимулирование спроса. Большая часть экономистов, представляющих основные направления экономики, признавала важность увеличения накопления и повышения эффективности, однако на протяжении значительной части этого столетия среди экономистов и политиков господствовало мнение о необходимости проведения политики увеличения совокупного спроса.

    Политика повышения эффективности. Большая часть сторонников экономики предложения сосредоточила свое внимание на влиянии сокращения налогов на накопления, инвестиции, государственные доходы и стимулирование работников. Многое здесь преувеличено, в особенности то, что касается силы этого влияния. Однако очевидно, что соответствующая политика, стимулирующая инвестиции и повышение эффективности, может повысить темпы роста экономики. Рассмотрим некоторые направления этой политики.

    Сокращение налогов. Аргументы в пользу сокращения налогов состоят в том, что снижение налогов на доходы будет стимулировать людей работать больше, более низкие налоги на процентные платежи и дивиденды будут в большей степени стимулировать накопления, и более низкие налоги на корпорации способствовать увеличению инвестиций и росту капитала. Эти предположения явились основой налоговой реформы в США, включавшей 30%ное снижение личного подоходного налога в течение трех лет, снижение максимальной предельной ставки налога на доход от инвестиций с 70 до 50% и сокращение ставки налога на корпорации. Фактические результаты этой политики различны. В частности, повышение реальной заработной платы (после вычета налогов) оказало влияние на рост производительности труда, но этот рост, по-видимому, не был очень значительным. Имеется мало свидетельств того, что увеличение отдачи в результате снижения налогов приводит к значительному росту сбережений. Вероятно, однако, что инвестиции возрастут с ростом инвестиционных налоговых льгот и в связи с либерализацией амортизационных списаний. При оценке влияния снижения налогов, важно различать воздействие этого снижения на совокупный спрос и воздействие на совокупное предложение. По оценкам Совета экономических консультантов при президенте США снижение налогов приведет к смещению кривой совокупного спроса вправо на 1 %, однако при этом кривая совокупного предложения сместится менее чем на 1%, в результате чего сокращение налогов может иметь инфляционное воздействие на экономику.

    Дерегулирование. Считается, что дерегулирование отраслей промышленности и их приватизация повысят конкуренцию и приведут к усилению стимулов и повышению производительности труда. Регулирование экономики, как правило, сдерживает нововведения. Дерегулирование автомобильного и авиационного транспорта в Соединенных Штатах в конце 70-х годов привело к снижению издержек и улучшению качества обслуживания. Неэффективность, низкая производительность многих государственных предприятий являются главными причинами развития процессов приватизации во всем мире.

    Устранение крупных дефицитов бюджета. Ясно, что крупный бюджетный дефицит способствует вытеснению инвестиций и снижению темпов роста капитала. Хотя в США наблюдалось повышение производительности труда в результате крупного сокращения налогов, оно не было достаточно большим, чтобы компенсировать потерю налоговых поступлений в результате снижения ставок налогов. Дефицит бюджета, вызванный сокращением налоговых ставок, имел отрицательное воздействие на экономику, так как привел к повышению процентных ставок, снижению инвестиций и увеличению внешнеторгового дефицита. Норма накопления в процентах к ВНП не увеличилась, а снизилась. Дефицит бюджета поглотил личные сбережения и препятствовал инвестициям в частном секторе. Население начинает приобретать государственные ценные бумаги вместо акций или облигаций корпораций. Более высокие процентные ставки повышают издержки, связанные с займами и инвестициями. При сбалансированном бюджете или когда доходы бюджета превышают расходы, появляются ресурсы для увеличения объема основного капитала страны, повышаются эффективность и производительность, кривая совокупного предложения смещается вправо.

    Экономические нарушения

    Определения. Экономические нарушения (отклонения) представляют смешение совокупного спроса или совокупного предложения, что вызывает изменение выпуска продукции, процентных ставок или цен. Эти сдвиги и изменения обычно являются неожиданными, их причинами могут быть как внутренние, так и внешние источники. Результатом изменений, которые происходят довольно часто, является то, что дисбаланс (отсутствие равновесия), а не равновесие, становится обычным состоянием экономики. Задача специалистов по проведению экономической политики заключается в том, чтобы способствовать продвижению экономики к внутреннему равновесию, при котором цены стабильны и существует полная занятость. Это действительно трудная задача, если иметь в виду неопределенность фискальной и денежной политики в отношении степени ее воздействия, а также времени, когда она начинает влиять на экономику, и периода ее влияния.

    Причины нарушений

    Приведем частичный перечень причин экономических нарушений.

    Воины разрушают экономику больше, чем какая-либо другая причина. Они требуют концентрации большей части ресурсов экономики в производстве вооружений. Для контролирования инфляции и сохранения совокупных расходов на уровне полной занятости, возросшие государственные расходы должны компенсироваться снижением спроса в частном секторе. Часто для сокращения спроса вводится рационирование, лицензирование инвестиционных проектов и т.д.

    Социальные проекты, такие как программы социального обеспечения, улучшения образования, создание новых зон отдыха, улучшение обслуживания пенсионеров, также привели к большому изменению совокупного спроса во многих странах в течение последних трех десятилетий. Многие из этих стран не смогли в достаточной степени адаптировать свою экономику к данным сдвигам в совокупном спросе, в результате чего эти социальные программы стали одной из причин крупного дефицита бюджета, переживаемого многими промышленно развитыми странами.

    Сдвиги в потреблении. Они вызваны изменениями во вкусах и предпочтениях, постоянно происходящих в результате рекламы, улучшения в средствах связи, повышения образовательного уровня, знакомства с другими культурами и идеями, повышения доходов. Изменяется также соотношение между потреблением и сбережениями.

    Сдвиги в инвестициях. Поскольку инвестиции в значительной степени связаны с доверием менеджеров и владельцев предприятий к будущему, с их Ожиданиями, то, как правило, они весьма изменчивы и являются важной причиной экономических нарушений. В Соединенных Штатах, также как и во многих других промышленно развитых странах, расходы на инвестиции в высшей степени изменчивы, колебания в объеме инвестиций значительно больше годовых изменений ВНП. Инвестиции зависят от технического прогресса. Нововведения, такие как радиотелефоны, копировальные машины, компьютеры, железные дороги, самолеты, лазеры и телевидение, появляются нерегулярно и в случае своего появления требуют огромных сумм инвестиций в соответствующих отраслях промышленности. Кроме того, инвестиции тесно связаны с прибылью, которая укрепляет уверенность владельцев компаний и инвесторов в будущем. Для корпораций не является необычным падение и повышение прибылей на 20-30% в год.

    Сдвиги в спросе на деньги связаны с процентными ставками, которые значительно колебались за последние 25 лет.

    Изменения условий предложения. Наиболее драматические нарушения в экономике за последние 25 лет были связаны с четырехкратным ростом цен на нефть, резким повышением цен на нефть и сокращением цен на нефть. Эти изменения привели к смещению кривой совокупного предложения влево и вправо во всех странах, импортирующих нефть в значительных количествах, и оказали большое влияние на цены, издержки производства и производительность. Другим примером крупного сдвига кривой совокупного предложения была разразившаяся во всем мире засуха, которая привела к росту цен на продовольствие.

    Забастовки были частой причиной экономических нарушений.

    Изменения зарубежного спроса на товары отечественного производства. Например, спад в США замедляет экономический рост во многих странах вследствие сокращения в США спроса на импортируемые товары.

    Разработчики экономической политики. Неразумная политика, в том числе и политика, которая неправильно учитывает время воздействия фискальной или монетарной политики, может вызвать инфляцию или безработицу. Наряду с этим экономические нарушения могут быть вызваны политиками, которыми движут политические расчеты. Существуют свидетельства того, что политики пытаются стимулировать экономический рост в год, предшествующий выборам, для того чтобы обеспечить себе переизбрание. Эти усилия могут привести к возникновению экономических циклов, обусловленных политическими действиями. Подобного рода политические экономические циклы вызываются исполнительной и законодательной властью, когда они сокращают налоги и увеличивают государственные расходы перед выборами, а затем повышают налоги и снижают государственные расходы после их проведения.

    Политические события также могут вызывать различного рода отклонения в экономическом развитии.

    Типы нарушений и их влияние на экономическую политику

    Временное нарушение представляет краткосрочное изменение потребительских расходов. Наилучшее политическое решение в этой ситуации — ничего не предпринимать. Большая часть политических мер связана с лагами и не дает немедленного эффекта.

    Возможно, что меры экономической политики могут дестабилизировать экономику, если экономические нарушения имели только временный характер. Одна из главных трудностей при выработке экономической политики заключается в определении того, является данное экономическое нарушение временным или постоянным. Вначале правительство не могло быть уверено в этом. Оно надеялось, что монополия ОПЕК будет нарушена и цены вернутся к нормальному, более низкому уровню. Когда стало очевидным, что это повышение цен постоянно, то потребовались действия для стабилизации экономики.

    На вертикальной оси отложен ВНП, горизонтальная — представляет время. Предположим, что временное нарушение экономики происходит в период времени и что оно будет продолжаться. Экономика вернется к уровню ВНП в условиях полной занятости в точке если не будет вмешательства государства. Точка представляет начало стимулирующей стабилизационной политики, пик которой приходится на период выходящий за рамки, когда экономика обычно возвращается к уровню полной занятости. Возникшая в результате сверхзанятость и инфляция потребуют проведения сдерживающей макроэкономической политики, которая со временем приведет к безработице. Таким образом, в этом случае стабилизационная политика ухудшает положение дел и дестабилизирует экономику.

    Воздействие лагов

    Проблему можно исключить, если нарушения равновесия, вызванные экономическими отклонениями, могут быть определены сразу, и монетарная и фискальная политика начнут действовать немедленно. К сожалению, в реальном мире существует много трудностей, задерживающих выявление проблемы, реализацию соответствующей политики и влияние политики на экономику, т.е. проблема лагов.

    Внутренние лаги

    Они представляют собой время, которое требуется для принятия мер, связанных с политикой стабилизации. Внутренние лаги можно разбить на следующие виды: лаг распознавания, лаг принятия решений, лаг действия. Каждый из них рассмотрим более детально. Большая часть этих лагов изменяется в зависимости оттого, используются меры фискальной или монетарной политики. Внутренний лаг представляет собой дискретный лаг, поскольку он включает определенный период времени. Политика стабилизации не будет оказывать влияния на экономику, пока эти лаги не будут пройдены.

    Лаг распознавания представляет период времени, проходящий между наступлением экономического нарушения и осознанием политиками того факта, что требуются действия. Необходимо время для сбора данных и для определения того, являются эти нарушения постоянными или временными. Время для сбора точной статистической информации будет варьироваться от страны к стране, в такой стране, как США, где имеется хорошо финансируемое статистическое агентство, укомплектованное компетентными специалистами, могут потребоваться месяцы для получения надежной информации. Однако главной проблемой является неопределенность относительно последствий экономических нарушений. Эта неопределенность является результатом отсутствия достаточных знаний у экономистов о том, как работает экономика, и на это еще накладываются необходимость учета политических условий и политическая неопределенность. Лаг распознавания проблемы одинаков для фискальной и монетарной политики и обычно в среднем составляет пять месяцев, хотя он, как правило, несколько дольше, когда необходима политика сдерживания деловой активности, и короче, когда необходимо проведение стимулирующей политики.

    Лаг принятия решений представляет собой задержку между признанием политиками экономического нарушения и необходимости действия, с одной стороны, и политическим решением, — с другой. Этот лаг существенно варьируется при переходе от фискальной к монетарной политике. При фискальной политике лаг может быть очень длинным, так как он требует подготовки законодательства со стороны правительства и затем решения парламента, одобряющего это законодательство. Потребовалось свыше двух лет для того, чтобы администрация Кеннеди Джонсона смогла реализовать закон о налоговой реформе. Дополнительный 10%-й налог, который был рекомендован администрацией прошел в Конгрессе и стал действовать. Такие задержки являются типичными для фискальной политики. Однако лаг в решениях, связанных с монетарной политикой, будет довольно коротким. Центральный банк собирает совещания практически ежемесячно для принятия решений о проводимой политике. Именно это различие лагов вызывает более частое использование монетарной политики по сравнению с фискальной.

    Лаг действия представляет собой лаг между принятием правительством решения о проведении определенной политики и ее реализацией. При фискальной политике этот лаг может быть длительным. Например, правительство должно принимать решение о закупке каких-то товаров, выявить имеющихся и приемлемых поставщиков,  разослать предложения потенциальным поставщикам и затем выбрать поставщиков, с которыми заключаются контракты. При монетарной политике лаги действия будут практически нулевыми, так как в США Комитет открытого рынка Федеральной резервной системы просто должен известить Нью-йоркскую ФРС о своем решении, и эта политика начнет проводиться немедленно.

    Автоматические стабилизаторы

    Это стабилизаторы, встроенные в систему, они обладают тем преимуществом, что сокращают внутренний лаг до нуля, не требуют времени для принятия решений и действий.

    Наиболее важными являются следующие стабилизаторы:

    - Ставки подоходного налога сокращают мультипликационный эффект экономических нарушений, поскольку мультипликатор находится в обратном соотношении с налоговой ставкой. Например, если существует рост автономных расходов, вызывающих «перегрев» экономики, то наблюдается рост доходов и фактически действующая налоговая ставка будет увеличиваться для многих людей, вызывая уменьшение мультипликатора, поскольку он обратно пропорционален налоговой ставки.

    - Выплаты по безработице и другие трансфертные платежи, которые автоматически увеличиваются в период спада.

    Отношение располагаемого дохода к национальному доходу(DI/NI) показывает эффективность автоматических стабилизаторов. При росте трансфертных платежей в период спада, и увеличении налогов в период подъема, относительные показатели располагаемого дохода будут иметь антициклический характер.

    Внешний лаг

    Представляет собой период времени между введением в действие мер политики стабилизации экономики и ее воздействием на экономику. Эти лаги являются распределенными в том смысле, что их воздействие на экономику распределено во времени. Внешний лаг монетарной политики значительно больше лага для фискальной политики, поскольку фискальная политика оказывает быстрое влияние на доходы. Проблема при осуществлении монетарной политики заключается в существовании лага между временем, когда центральный банк изменяет политику, и временем, когда эта политика оказывает влияние на экономику. Корректировка процентной ставки осуществляется обычно быстро. Однако изменение масштабов инвестиций менее определенное, и это изменение происходит значительно медленнее. Фирмы не будут инвестировать даже при очень низких процентных ставках, если они в перспективе не видят возможности получить прибыль на свои инвестиции. Инвестиции основаны на планах, разработанных за несколько месяцев, а возможно и лет назад. Более низкие процентные ставки могут оказать влияние на инвестиции следующего квартала или следующего года. Если инвестиции связаны с крупным проектом, могут потребоваться годы для завершения строительства предприятия и увеличения выпуска продукции. Но в более поздний период дополнительный выпуск продукции может и не потребоваться экономике. Кроме того, увеличение массы сильных денег оказывает влияние на резервы в течение определенного периода времени. Начальный эффект будет весьма мал, однако он продолжает расти в течение длительного периода времени.

    Распределенный лаг

    Оказывает воздействие на экономику в течение определенного периода времени, поскольку текущее потребление зависит от дохода, полученного с лагом, инвестиции зависят от текущих доходов и доходов, полученных с лагом, а изменения совокупного спроса оказывают влияние на потребление в течение нескольких лет. Распределенный лаг лучше всего иллюстрируется с помощью динамического мультипликатора, характеризующего влияние данной политики на экономику в течение всех последующих периодов. Он показывает распределение изменений во времени, а не конечное изменение. Ниже приводится пример динамического мультипликатора, в котором предельная склонность к потреблению в течение длительного периода времени предполагается равной 0,9; а предельная склонность к потреблению в коротком периоде равна 0,33, прирост государственных расходов равен 10 млрд. долл. 

    При распределенном лаге и динамическом мультипликаторе существенно важным является расчет влияния изменений политики во времени. Распределение эффекта экономической политики во времени необходимо сравнить с распределением во времени воздействия автономных изменений в экономике.

    Ожидания и лаги

    Ожидания являются одной из причин лагов в политике стабилизации экономики, в особенности, лага распознавания. Специалисты по проведению политики хотят быть уверенными в том, что они правильно распознали временное нарушение экономики и хорошо понимают его действие и силу. Здесь присутствует момент задержки, связанный с тем, что политики хотят убедиться в разумной степени в том, что их ожидания будут правильными. Ожидания обычно базируются на прошлом поведении и большая часть различных ожиданий, встроенных в эконометрические модели, разработанных для США, базируется на величинах, действовавших в прошлом периоде. Например, М.Фридмен свои расчеты постоянного дохода основывает на данных о средних доходах в прошедшем периоде.

    Теория рациональных ожиданий предполагает, что люди учитывают всю экономическую информацию в своих ожиданиях, и на ожидания оказывает воздействие экономическая политика, проводимая в прошлом. Например, если доход падает, бизнесмены ожидают роста предложения денег, а при росте инфляции они будут ожидать ограничительных действий со стороны центрального банка. Главным моментом теории рациональных ожиданий является то, что фирмы и домашние хозяйства будут ожидать от фискальной и монетарной политики определенного воздействия на экономику, и они, следовательно, будут предпринимать действия, которые сделают эту политику неэффективной. Если политики не понимают того, что политика формирует ожидания, их предсказания относительно влияния этой политики будут неточными. Разумеется, то, что ожидания основаны на прошлой экономической деятельности и прошлых политических решениях, может и будет вести к серьезным ошибкам, поскольку изменения будут всегда. Изучение прошлых тенденций может помочь, однако очень трудно предсказать, как эти тенденции будут изменяться.

    Вновь о неопределенности

    Как было рассмотрено ранее в этой статье, неопределенность весьма затрудняет контроль над экономикой. Приведем основные источники неопределенности в условиях рыночной экономики.

    Внешние нарушения экономики. Многие нарушения, происходящие в экономике, являются неожиданными и оказывают значительное влияние на экономику. Некоторые них были рассмотрены в предыдущих разделах.

    Продолжительность нарушений в экономике. Следует отметить, что трудно предсказать, как долго будет иметь место данное нарушение в экономике.

    Ожидания. Проведение точной оценки ожиданий также затруднено.

    Структура экономики. Существуют различные теории относительно структуры экономики. В частности, имеются различные модели потребления (например, постоянного дохода, богатства), различные модели спроса на деньги.

    Лаги. Продолжительность лагов является трудно предсказуемой.

    Параметры в рамках данной модели. Эмпирические свидетельства обычно не являются достаточно убедительными для того, чтобы считать то или иное значение параметра заслуживающим доверия. Например, предельная склонность к потреблению из накопленного богатства оценивается в диапазоне от 0,03 до 0,06. Неопределенность подобного типа часто называют неопределенностью мультипликатора.

    Последовательность при разработке стабилизационной политики

    Рекомендуемая процедура определения соответствующей стабилизационной политики сводится к следующему:

    1.            Учет продолжительности лагов. Поскольку внешние и внутренние лаги имеют большую длительность, активная стабилизационная политика должна быть направлена на решение проблем, возникновение которых ожидается в будущем, или которые будут существовать в течение определенного предстоящего периода. Для краткосрочных нарушений в экономике разрабатываются автоматические стабилизаторы.

    2.            Предвидение будущих нарушений. Например, когда экономика приближается к уровню полной занятости, может произойти рост желательных запасов, который принесет краткосрочное увеличение совокупного спроса, продолжение которого маловероятно, так что в этом случае политические меры не являются необходимостью. Снижение рентабельности может вызвать длительное сокращение инвестиций. В этом случае необходима определенная политика для расширения совокупного спроса или содействия увеличению накоплений и инвестиций. Учитывая продолжающиеся усилия стран ОПЕК, направленные на реализацию своей политики, необходимо продумать ответные действия на случай, если цены на нефть снова вырастут на 50-100%.

    3.            Определение соответствующих мер экономической политики:

    а)            выявить, является ли нарушение постоянным;

    б)           определить, требуется экспансионистская или ограничительная экономическая политика;

    в)            сформулировать сочетания макроэкономической политики Д1я достижения необходимых изменений;

    г)            распределить по времени инструменты экономической политики. Поскольку различные инструменты имеют неодинаковые периоды действия, это обстоятельство следует учитывать при сочетании различных видов экономической политики.

    Проблемы стабилизации в переходной экономике

    Чрезвычайно трудно определить соответствующую политику стабилизации в переходной экономике, поскольку эта экономика отличается высоким уровнем макроэкономической нестабильности. Отсутствие равновесия проявляется здесь в различных формах: искажение большей части цен; контроль за валютным курсом, отсутствие конвертируемости национальной валюты; наличие значительного внешнего долга; неразвитость рыночных институтов, приводящая к снижению эффекта монетарной и фискальной политики. Эффективность монетарной политики зависит от развития финансовой инфраструктуры внутри страны.

    На ранних фазах перехода к рыночной экономике, потребуются определенные сочетания фискальной и монетарной политики и прямого контроля для снижения уровня инфляции, сокращения бюджетного дефицита, поглощения излишней ликвидности и ограничения кредитной экспансии. Бюджетный дефицит должен быть сведен до уровня, который может быть сохранен без инфляционного увеличения денежной массы, что представляет главную проблему для многих из стран, переходящих к рыночной экономике. В некоторых странах, где имеется значительное искажение цен, и ценовые субсидии представляют существенную часть валового внутреннего продукта, введение более реальных цен на раннем этапе реформы является необходимостью для достижения макроэкономического равновесия. Политикам требуется уделять внимание сокращению излишней денежной массы с тем, чтобы устранение контроля за ценами не привело к гиперинфляции. Для предприятий рекомендуется политика доходов, ограничивающая рост заработной платы в связи с увеличением цен. Эта политика необходима, поскольку отсутствуют условия жесткого бюджетного ограничения и конкуренция, препятствующая росту заработной платы. С точки зрения внешнеэкономических связей для достижения устойчивого платежного баланса, вероятно, потребуется девальвация денежной единицы и установление реального обменного курса, а также тщательное управление внешним долгом. Когда политика стабилизации станет эффективной, в стране необходимо создать систему социального обеспечения для защиты жизненного уровня тех людей, на которых экономическая реформа оказала негативное влияние. Безработица будет, вероятно, наиболее негативным последствием этих реформ. Система социального обеспечения должна защищать ту часть населения, чьи доходы значительно уменьшатся в результате роста цен.













    Назад | | Вверх

  • Вопросы и ответы юристов
    Екатерина 09.02.2018
    Я работаю в крупной компании. на работе у нас творится, так скажем беспредел,… нагружают работой сверхурочно, что приходится задерживаться до 7 часов вечера (мой график работы с 8 утра до 5 вечера), а также выходить в выходные дни, и при этом нет благодарности от руководства, а наоборот лишения премий, дисциплинарные взыскания и т.д. это политика нашего предприятия, так как им нужно экономить бюджет. не буду перечислять, что и чем сверхурочно нагружают, а также какую я документацию заполняю и почему не успеваю, но в объяснительных на руководство нашей компании я могу пояснить, а также приложить документы, согласно которым я выполнению свои должностные обязанности. и сам вопрос - могут ли меня снять с должности и перевести на другую без действительно весомых причин? переведут ли меня на должность с таким же окладом? по поводу увольнения - знаю, что беременных не имеют право уволить, а имеют право только лишить премии, или получить выговор. вопрос - компания не имеет права уволить беременную, даже если имеется три дисциплинарных взыскания ? (т.к если имеется 3 дисциплинарных взыскания то автоматически увольняют)
    Отвечает юрист Арсений Чуганин 09.02.2018

    Екатерина, в данном случае согласно трудового кодекса РФ действует запрет на увольнение женщины, находящейся в состоянии беременности, по инициативе работодателя. Поскольку увольнение при наличии дисциплинарных взысканий является увольнением по инициативе работодателя, то беременную женщину по такому основанию уволить нельзя. Даже в том случае, если процедура привлечения к дисциплинарной ответственности соблюдена.

    Отвечает юрист Катерина Иванова 05.10.2018

    Согласно ТК Вас не уволят, даже за дисциплинарные взыскания, норма права для беременных установлена в ТК. Статья 81 Трудового кодекса Российской Федерации приводит перечень оснований для увольнения работников по инициативе работодателя. Но только 1 пункт из 14 действителен для увольнения беременной женщины — это ликвидация организации или прекращение деятельности индивидуального предпринимателя. Увольнение на любом ином основании, предусмотренном статьей 81, будет незаконным.

    sovetnik.consultant.ru/beremennost/vozmozhno_li_uvolnenie_beremennoj_zhenwiny_kakie_osnovaniya/ Почитайте, тут очень хорошо раскрывают суть Вашего вопроса и предусматривают все «если..»
    Анастасия 27.01.2017
    Здравствуйте. меня зовут анастасия. я живу в г.ухта республика коми. работаю в структуре лукойла. в прошлом году произошло объединение двух региональных институтов - "печорнипинефть" в г.ухте присоединен к "пермнипинефть" в г.перми. на начальном этапе нас уверяли, что наши рабочие места останутся в нашем городе (в ухте). но в марте 2017 г. под предлогом повышения эффективности началась активная политика перемещения наших рабочих мест в г.пермь, при этом никакого официального постановления и приказа главы компании "лукойл" о смене места дислокации нашего института нет. при отказе от переезда в пермь по личным семейным обстоятельства работник будет уволен. таким образом,в нашем маленьком городе в раз окажесть боле 400 человек безработных. в связи со сложившейся ситуацией имеется ряд вопросов: 1. есть ли какие-либо правомерные пути сохранить наши рабочие места в своём городе. если есть,то куда следует обратиться 2. если происходящие изменения законы, есть ли какая-нибудь возможность,быть не уволенным с 2-х недельным пособием, а сокращенным 3. в случае согласия переезда в г.пермь мы сильно теряем в заработной плате,т.к. сейчас мы работаем в условиях крайнего севера,соответственно на наш оклад идёт северная надбавка, при переезде в пермь наша зарплата будет равна нашему окладу. обязан ли работодатель повысить нам оклад,чтобы не было потери в зарплате и какие меры можно предпринять,если работодатель отказывается это делать. 4. в случае нашего согласия на переезд, одним из условий работодателя является обязательство отработать в новом городе от 3 до 5 лет,т.к. на перемещение наших рабочих мест в другой город заложены большие деньги. правомерны ли эти условия?
    Отвечает юрист Елена Денисова 27.01.2017

    Указанная Вами ситуация охватывается ст. 74 Трудового кодекса РФ, согласно ч. 1 данной статьи,

    В случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.

    В Вашем институте фактически происходит структурная реорганизация, но юридически её не оформили, пойдя по пути индивидуального соглашения с каждым работником.

    Однако, в случае отказа работника от такого соглашения, работодатель не вправе уволить несогласного, поскольку структурная реорганизация, наделяющая работодателя и такими правами, юридически не происходит.

    По остальным вопросам, в случае подписания данного соглашения, Вы пакетно соглашаетесь со всеми условиями работодателя и уже никто ничего изменить не сможет.

    Анастасия 04.11.2016
    Добрый день. уволилась 30.05, в справке 2ндфл была указана компенсация за неотгуленный отпуск, поэтому без задней мысли подписала что "расчет полностью получила и претензий не имею", думала на карту деньги придут вечером, больше никаких расходников не подписывала о получении остатков зп. сегодня на мою личную карту (не рабочую) пришли деньги от непосредственного руководителя (остатки белой и серой зп). считается ли это что они мне выплатили остаток белой зп или без личной моей подписи в расходнике эти деньги ни о чем не говорят? компенсацию за отпуск бухгалтерия сказала что выплачивать не будет, политика фирмы такая, что на бумаге эта выплаты есть, но фактически я никаких перечислений не получу, "как будто мы из кассы тебе эти деньги отдали" - так сказала бухгалтер (еще раз повторю, что расходников не подписывала). что мне делать в данной ситуации?
    Отвечает юрист Ксения Николаева 04.11.2016

    Здравствуйте, Анастасия"

    Вы спрашиваете:

    Как следует поступить при увольнении, когда фактически не выплатили отпускные?

    Обратитесь к работодателю с письменным требованием о компенсации неиспользованного отпуска. Похоже, у вас там свои внутренние порядки и потому нет уверенности, что работодатель удовлетворит Вашу просьбу. В этом случае можете истребовать эту компенсацию в судебном порядке. Но Вам при всём этом нужно учитывать, что у вас практиковалась, так называемая, черная зарплата. Не исключено, что невыплата отпускных Вам именно с этой практикой и связана.  

    Виктория Слободянюк 30.12.2016
    Доброго времени суток. сложилась ситуация при устройстве на работу после трёх дней стажировки был подписан трудовой договор 15 января и отдана трудовая книжка в офис компании. компания с большой сетью магазинов одежды и обуви. по договору оформлена на один магазин в котором проходила стажировку, по факту первый рабочий день проходит в другом, с другим ассортиментом. большую часть месяца работа происходит в этом другом магазине, где нужно опять изучать ассортимент навигацию на складе. в следующем месяце ставят на тот магазин, в котором проходила стажировку. близиться день зарплаты и всем работникам нужно расписаться в ведомости по зп, я себя в списке не нахожу. задаю вопрос региональному менеджеру почему так, на что был дан ответ что к моей кандидатуре просматриваются. хотя через две недели работы прошла аттестация, которую я успешна сдала. было сказано что так как работала я на замене в другом магазине мне даётся месяц показать себя в выполнении планаплана на месте где я якобы закреплена. в начальных числах февраля я узнаю что на вторую половину мксяца меня опять ставят на замену уже в два других магазина, так как там не хватает людей. магазин на который я должна быть оформлена закрывают в середине февраля. назначен новый региональный менеджер, который оповестил меня в конце этого месяца что по факту я до сих пор не оформлена и все вакансии в магазинах, в которых я работала заняты.закончилась работа тем, что произошёл у меня вывих челюсти, я позвонила управляющей магазина в который должна была выйти чтобы предупредить о том что не выйду, на что в грубой форме получила ответ о том что подвела и так не делается, и в этот магазин я могу больше не приходить. рег. менеджер предложила вакансию в другой магазин, который мне не подходитподходит. к тому же мне надоело постоянно переходить учить новый ассортимент и ждать когда меня оценят. политика компании такая что могут ставить продавцов в другие магазины на замену, но всё равно каждый закреплен за своим, чего не было у меня. в итоге я попросила расчёт, написала о том что так не должно быть по закону. в трудовом договоре написано про испытательный срок в три месяца, которые я почти проработала. но так и не была оформлена. договор у меня на руках, второй экземпляр. региональных говорит что он нужен ей для моего расчёта, сегодня договорились о встрече, рег. менеджер попросила отдать трудовой договор, что бы сделать расчёт. я сказала что отдам после расчёта и в этот день его так и не получила, как и трудовую, которая была у неё при себе. отдавать я его не намерена, поняла что тут хотят всё обменять по бартеру. как поступить в такой ситуации? и что последует после обращения в труд. инспекцию? какой исход может быть? и стоит ли обращаться, если всё выплатят и отдадут документы?
    Отвечает юрист Инга Григоровичева 30.12.2016

    Добрый день, Виктория!

    Что помочь Вам в данном вопросе, надо видеть Ваш договор. 

    Я правильно поняла, что Вам  не платят заработную плату?

    «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018)
    Статья 142. Ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику

    Работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

    «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 07.03.2018)

    Статья 5.27. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

    6. Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей

    Ольга 29.07.2018
    Добрый день! с 2014 по 2017 год я находилась в декретном отпуске по уходу за ребёнком до 3-х лет. за это время на работе прошла реорганизация (сменилось руководство, структура отдела и сама политика работы). на момент окончания декрета, сад ребёнку по месту жительства предоставлен не был, в связи с чем я взяла на работе 1 месяц за свой счёт для урегулирования вопроса с садом через суд. отпуск за свой счёт был согласован с непосредственным руководителем. на данный момент я готова выйти на работу, но мне предлагают должность ниже той (соотвественно с более низкой з/а), с которой я уходила в декрет. на сколько это правомерно со стороны работодателя и какие пути решения есть в сложившейся ситуации? заранее спасибо за помощь!
    Отвечает юрист Владимир Титов 29.07.2018

    Если это предложение не связано с какими-либо оргштатными мероприятиями, то Вы имеете полное право отказаться и продолжать работать на своём прежнем месте. Просто так перевести Вас на более низкую должность с меньшей заработной платой работодатель не имеет права.

    Неприятно, конечно, работать в условиях давления со стороны работодателя, но вы имеете полное право продолжать трудиться на своей должности и заработной плате.

    Евгений 25.04.2016
    Добрый день! ситуация, наверное, распространенная. не так давно устроился на работу и недавно узнал, что на такой же должности коллеге (наняли позже меня) платят на 50% больше, хотя по опыту и некоторым компетенциям я определенно нахожусь выше, никаких доп. обязанностей относительно моих коллега не имеет. как наиболее корректно поднять этот вопрос с начальником? свои зарплаты мы, по идее, должны держать в тайне. но в то же время есть графа в политике оплаты труда о том, что равный труд оплачивается одинаково и запрещаются дискриминации при установлении оклада. в главном офисе компании (не российская) разглашать и обсуждать зарплаты с коллегами официально можно и существует политика "pay equity". буду признателен за совет.
    Отвечает юрист Оксана Васильева 25.04.2016

    Евгений добрый день! Вы абсолютно верно отметили, что в случае если оба сотрудника имеют одинаковую квалификацию, занимают одинаковую должность, выполняют один и тот же объем аналогичной работы и одинаковые условия ее выполнения, установление разных окладов неправомерно.

    Обращаю внимание на то, что запрет наложен на оклады,  что также Вами отмечено:

    графа в политике оплаты труда о том, что равный труд оплачивается одинаково и запрещаются дискриминации при установлении оклада

    компенсационные и стимулирующие выплаты (надбавки, доплаты, премии и т.д.) могут различаться в зависимости от условий и результатов труда, а также наличия оснований для этих выплат, предусмотренных положениями по оплате труда организации.

    Изучите порядок и основания компенсационных выплат. Поговорите в кадрах и если будет необходимость обсудите ваш вопрос с руководством.

    Рыбина Ю.

    Алексей Пробст 21.04.2017
    30.06 дали ознакомится с прикозом о выаоде в распоряжение, основанием послужил мой рапорт на прохождение ввк с последующим увольнением на пенсию по выслуге лет. мне сказали, что по решению начальника всех сотудников кто проходит ввк на пенсию, выводят за штат, т.к. многие злоупотребляют и берут кучу больничных, по 3 мес проходят комиссию а з/п получают в полном объеме и на их место поставить ни кого не могут. а за штатом проходи себе спокойно и кадровая политика не страдает и ты получаешь часть ден.средств. больше ни чего не разьяснили. по истечению 2х с небольшим мес, я сам лично позвонил в кадры, обо мне ни кто и не вспомнил. они забеспокоились и узнав, что у меня нет больничных сказали, что будут прогулы с удержанием средств. только после этого я просматриаая приказ 76 увидел, что мне должны были разьяснит мое правовое поле при нахождении в распоряжении как минимум зам начальника и сотрудник отдела кадров в составе комиссии с заполнением бланка о проведении разъяснительной беседы установленного образца. что самое интересное, за 18 лет службы у меня не было наружений по дис практике с опозданием или невыходом на работу.
    Отвечает юрист Олег Богданов 21.04.2017

    30.06 дали ознакомится с прикозом о выаоде в распоряжение, основанием послужил мой рапорт на прохождение ввк с последующим увольнением на пенсию по выслуге лет. Мне сказали, что по решению начальника всех сотудников кто проходит ввк на пенсию, выводят за штат, т.к. многие злоупотребляют и берут кучу больничных, по 3 мес проходят комиссию а з/п получают в полном объеме и на их место поставить ни кого не могут.

    Алексей Пробст

    Добрый день! Это что-то новенькое… Если вы не подавали рапорт о выводе в распоряжение и в учреждении не проводились ОШМ — то соответственно данные действия не правомерны. Вас должны были направить на ВВК и не выводить за штат — это нарушение закона. После прохождения ВВК сотрудник подлежит увольнению. В Данном случае Вы можете подать письменное заявление в прокуратуру на осуществление прокурорского надзора за действиями должностных лиц в Вашем отношении.

    По истечению 2х с небольшим мес, я сам лично позвонил в кадры, обо мне ни кто и не вспомнил.

    Алексей Пробст

    Вы в это время были на ВВК???????

    Они забеспокоились и узнав, что у меня нет больничных сказали, что будут прогулы с удержанием средств.

    Алексей Пробст

    Это плохо. Если ВВК закончилось то вы должны были подать Рапорт на увольнение… И Если нет больничных могут появиться проблемы… Вам лучше сейчас подать письменный рапорт на увольнение в срочном порядке. Пусть увольняют. И если надо то будут обращаться в суд на взыскание за прогулы и.т.д. а Вы в суде будете выстраивать защиту - 

    Только после этого я просматриаая приказ 76 увидел, что мне должны были разьяснит мое правовое поле при нахождении в распоряжении как минимум зам начальника и сотрудник отдела кадров в составе комиссии с заполнением бланка о проведении разъяснительной беседы установленного образца. Что самое интересное, за 18 лет службы у меня не было наружений по дис практике с опозданием или невыходом на работу.

    Алексей Пробст

    С Уважением...

    Отвечает юрист Вадим Абрамов 22.05.2016

    Здравствуйте. В вашем случае произошло нарушение п. 58, 58.1 Приказа Минюста РФ от 26.08.2003 N 206 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации»:
    «58. Направление на освидетельствование в ВВК производится кадровыми аппаратами органов УИС по форме согласно приложению 2 настоящей Инструкции. При выдаче направления на медицинское освидетельствование в ВВК кадровые аппараты органов УИС запрашивают на граждан, поступающих на службу в органы УИС и на учебу в образовательные учреждения, сведения, указанные в пункте 73 Инструкции.
    58.1. В направлении на освидетельствование должны быть точно указаны цель освидетельствования и вопрос, подлежащий рассмотрению ВВК:
    — поступление на службу, заключение контракта, перемещение по службе или увольнение, назначение на предполагаемую должность;
    — для прохождения службы в подразделении и виде деятельности (в конкретной должности, по специальности) с указанием специального или воинского звания для правильного определения графы Расписания болезней и ТДТ, по которой следует проводить освидетельствование;
    — при увольнении со службы — выслуга лет (в том числе и льготная) и причина увольнения, время службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, органах УИС, в том числе пребывание на фронте (с указанием времени вхождения воинских частей в состав действующей армии); прохождение службы в государствах, где велись боевые действия; время участия в выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также воздействия в связи с условиями службы радиоактивных веществ <1>, источников ионизирующего излучения <2>, компонентов ракетного топлива и иных высокотоксичных веществ <3>, источников, создающих электромагнитные поля в диапазоне частот от 30 кГц до 300 ГГц и оптических квантовых генераторов <4>, микроорганизмов I — II групп патогенности, других токсических веществ и иных повреждений здоровья; участие в выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах».
    Данное требование не было выполнено по вине кадровой службы, то есть время, которые вы потратили на прохождение ВВК, не может быть указано в качестве прогула.
    Однако полагаю, вам следует получить в том учреждении, в котором вы проходите ВВК документ, подтверждающий факт прохождения ВВК.
    Если вам понадобится дополнительная консультация, рекомендую обратиться к юристам нашей компании.

    Анна 19.07.2017
    Добрый день, я являюсь сотрудником пао "ростелеком" хмф г. нижневартовск мне 56 лет. мне предлагают уволиться по соглашению сторон. объясняют это тем, что в компании проводится реорганизация. сейчас мы называемся нижневартовский рус, а с 1 марта будет цех связи все сотрудники 28 февраля должны написать заявление об увольнении из рус и принятии в нижневартовский цех связи. в компании ведется политика омоложения коллектива и пытаются сохранить рабочие места для молодых. а сокращения не проводится. по сокращения мне должны бы были выплачивать в течение 6 месяце, а по соглашению сторон мне предлагают компенсацию в размере 2 зарплат. правомерны ли действия компании.
    Отвечает юрист Виктория Егорова 19.07.2017

    Как добиться, что бы уволили по сокращению?

    Анна

    Продолжать работать как и прежде не нарушая дисциплины труда. Когда организация будет прекращать свою деятельность, то по закону сокращение неизбежно. Если не будут сокращать как положено, тогда остается жаловаться в инспекцию по труду, либо в суд.

    Отвечает юрист Владимир Грачев 07.06.2017

    Здравствуйте, Анна!

    Если вы уволитесь по соглашению сторон, то нет гарантии того, что вас снова примут на работы после завершения процедуры реорганизации. Если вы не хотите больше работать в данной организации, то увольняйтесь в связи с сокращением численности или штата работников, а не по соглашению.

    Статья 318. Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации
    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
     
    Работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
    В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
    Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.
    Татьяна 05.05.2017
    Здравствуйте. устроилась работать учителем, в школе действует антикоррупционная политика. учителя говорят, что строго следят за фактами коррупции и даже подарок в виде коробки конфет на праздник является взяткой. так ли это? по закону взяткой является подарок больше 3000 рублей. могут ли правила школы отличаться от закона? и может ли учитель за безобидный подарок получить срок?
    Отвечает юрист Максим Ревизонский 05.05.2017

    Добрый день,  Татьяна.  Срок безусловно не получите. Состава уголовно наказуемого деяния в  случае, если коробка конфет — это просто знак внимания, не будет.   Однако за нарушение этики сотрудника,  которая утверждается актом работодателя,  где такое поведение может быть расценено как коррупционное,  может быть привлечение к дисциплинарной ответственности.  Внимательно изучите  акты управления образования и локальные акты школы,  разработанные в соответствии с законодательством о противодействие коррупции,  чтобы не попасть впросак.

    Отвечает юрист Александр Пашков 03.03.2018

    Добрый Татьяна, отвечая на Ваш вопрос, хочу в первую очередь обратить Ваше внимание на следующее: в первую очередь разберемся с тем, что же законодатель понимает под «взяткой».  Под взяткой закон понимает деньги, ценные бумаги, иное имущество, услуги имущественного характера, иные имущественные права. Содержание указанных разновидностей взятки раскрывается в п. 9Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях». Взятка имеет исключительно имущественную природу и подлежит денежной оценке в приговоре суда; соответственно, не могут признаваться взяткой положительные отзывы, рецензии, услуги сексуального характера, оказываемые непосредственно дающим такую «взятку» лицом. Уголовная ответственность за получение взятки регламентирована статьей 290 Уголовного кодекса Российской Федерации. 

    Объективная сторона получения взятки предполагает альтернативно возможные варианты: а) принятие взятки лично должностным лицом; б) принятие взятки родными или близкими должностного лица с его согласия или если оно не возражало против этого; в) принятие взятки посредником с последующей передачей взятки должностному лицу, его родным или близким; г) принятие взятки любым иным физическим или юридическим лицом по указанию должностного лица.

    При этом взятка получается либо за совершение конкретных действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), либо за способствование совершению указанных действий (бездействия), либо за общее покровительство или попустительство по службе (см. п. 2 — 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24).

    Важно отметить, что субъект данного преступления является специальный — должностное лицо, при чем оно может быть как российским, так и иностранным. Это означает, что Вы должны четко понимать являетесь ли Вы в данной ситуации должностным лицом.

    В соответствии с примечанием 1 к ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации должностное лицо характеризуется единством трех обязательных характеристик: а) выполняемые лицом функции; б) время (длительность) выполнения функций; в) место выполнения функций.  Должностное лицо должно выполнять функции представителя власти, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. О функциях представителя власти говорится в примечании к ст. 318 УК, в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» и п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19, об иных функциях — в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 и п. 4 — 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19.
    Выполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций наряду с выполнением сугубо профессиональных функций требует их корректного разграничения, поскольку при совершении действий в процессе выполнения последних субъект не признается должностным лицом.

    Резюмируя сказанное могу сказать, не отождествляйте понятия: взятка и подарок, обращайте внимание на свое должностное положение и функции которые вы выполняете. Если вы не выполняете не совершаете действий, которые были описаны в качестве объективной стороны, а также не являетесь должностным лицом, то ни о какой уголовной ответственности не может идти речь. Удачи в Вам в работе, надеюсь моя консультация была Вам полезна!

    Статьи по теме
    Государственное регулирование предпринимательской деятельности

    Природа и содержание государственного регулирования предпринимательской деятельности, институционально-организационная структура государственного регулирования предпринимательской деятельности, государственный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности.

    Деньги, банковская система и денежно-кредитная политика

    Деньги, теория спроса на деньги, скорость обращения денег по отношению к доходу, банковские системы, создание денег, центральный банк США, федеральная резервная система, модель предложения денег, новый денежный мультипликатор, банковская система в бывшем СССР, нравственные проблемы.

    Учет поступления и использования материалов

    Учет поступления материалов, документальное оформление поступления материальных запасов, учет использования материалов, документальное оформление расхода материальных запасов, учет производственных запасов на складах и в бухгалтерии.