ИП
Главная | ИП | Инфраструктура поддержки малого предпринимательства

Инфраструктура поддержки малого предпринимательства

» » Инфраструктура поддержки малого предпринимательства

Для удобства изучения материала, статью разбиваем на темы:



  • Основные черты инфраструктуры поддержки малого предпринимательства
  • Региональные центры поддержки малого предпринимательства
  • Бизнес-инкубаторы
  • Информационное обеспечение развития малого предпринимательства

    Основные черты инфраструктуры поддержки малого предпринимательства

    В теме № 30 учебника раскрыто значение государственной поддержки малого предпринимательства, а также показано, по каким направлениям осуществляется такая поддержка. Вместе с тем предпринимательские структуры и предприниматели все более и более нуждаются в развитой инфраструктуре поддержки предпринимательства, отчетливо осознают, что без надлежащего встраивания в рыночную экономику Российской Федерации полнокровной инфраструктуры поддержки малого бизнеса невозможно достигнуть поставленных целей в сфере предпринимательской деятельности.

    В Российской Федерации за последние годы постепенно сложилась, хотя и не в полном объеме эффективная и результативная, но уже достаточно развитая инфраструктура поддержки малого предпринимательства. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства — это совокупность предприятий, организаций и институтов, непосредственно обеспечивающих нормальные условия жизнедеятельности и процесс воспроизводства малого предпринимательства как сектора экономики Российской Федерации.

    Она включает в себя специализированные структуры следующих направлений:

    —           информационного;

    —           обучающего;

    —           научно-технического;

    —           технологического;

    —           финансового;

    —           имущественного;

    —           оказание спектра деловых услуг;

    —           налаживания деловых контактов;

    —           кооперации и др.

    В современных условиях насчитывается около 20 различных видов объектов инфраструктуры малого предпринимательства. К ним относятся: бизнес-школы, агентства поддержки малого предпринимательства, региональные фонды и центры поддержки предпринимательства, научно-технические парки, технологические центры, бизнес-инкубаторы, учебно-деловые центры, социально-деловые центры, бизнес-центры, региональные информационно-аналитические центры, инновационные центры, лизинговые компании, кредитные союзы, маркетинговые центры, охранные центры, центры развития бизнеса и др.

    В инфраструктурной системе поддержки малого предпринимательства выделяют четыре уровня:

    —           федеральный;

    —           межрегиональный;

    —           региональный;

    —           муниципальный.

    Региональный уровень, как показывает практика, получил наибольшее развитие. В него входит большинство объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. При этом опыт последних лет свидетельствует, что распределение объектов инфраструктуры малого предпринимательства в регионах чрезвычайно неравномерно.

    По оценкам ведущих специалистов в сфере развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, наиболее рациональной является следующая последовательность создания инфраструктуры поддержки малого бизнеса:



    1) бизнес-школа, учебно-деловой центр;

    2) консалтинговая служба;

    3) ассоциация поддержки малого бизнеса;

    4) центр поддержки малого бизнеса;

    5) информационная служба;

    6) бизнес-инкубатор;

    7) аудиторская фирма;

    8) лизинговая компания;

    9) общество взаимного кредитования;

    10) производственно-внедренческий центр;

    11) инвестиционная компания.

    В субъектах Российской Федерации созданы и действуют 82 региональных фонда поддержки малого предпринимательства, около 160 фондов действуют в муниципальных образованиях, функционирует 51 региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса и около 50 аналогичных агентств в муниципальных образованиях, 80 бизнес-инкубаторов, 59 региональных учебно-деловых центров Морозовского проекта и 150 их филиалов в муниципальных образованиях, 64 информационно-аналитических центра, около 30 инновационно-технологических центров, более 20 ремесленных палат, 41 технопарк, 54 региональные лизинговые компании и около 70 таких компаний в муниципальных образованиях, а также 65 региональных маркетинговых центров.

    Региональные центры поддержки малого предпринимательства

    В последние годы при решении проблемы создания действенной региональной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства местные органы власти, предпринимательские структуры и предприниматели, в ряде мест центры занятости отдают предпочтение созданию центров поддержки малого предпринимательства.

    Задачами такого центра являются:

    —           формирование системы информационного и методического обеспечения различных мероприятий и программ;

    —           выстраивание механизма создания новых рабочих мест в малом предпринимательстве;

    —           подготовка кадров для рыночной экономики, для инновационных предпринимательских структур;

    —           регулирование инвестиционными процессами, привлечение инвестиций, создание инвестиционного климата, поддержка венчурных предприятий;

    —           оказание содействия малым предприятиям в развитии материально-технической базы и др.

    Для предпринимателей важно, что региональные центры поддержки малого предпринимательства, которые накопили положительный опыт собственной деятельности, осуществляют долгосрочные комплексные программы, привлекая к участию в них все заинтересованные стороны. Такие программы предусматривают решение следующих задач: улучшение нормативно-правового климата; методическое обеспечение и развитие информационных сетей; привлечение финансовых ресурсов, регулирование различными финансовыми институтами; создание и развитие различных производственных, технологических, социальных, деловых центров, технопарков, бизнес-инкубаторов.

    Бизнес-инкубаторы

    Наиболее полную поддержку малое предпринимательство получает от бизнес-инкубаторов. Говоря об их функциональном назначении, подчеркнем, что речь идет о создании благоприятных условий, о поддержке и предоставлении, зачастую по льготной цене или вовсе бесплатно, услуг для начинающих малых предприятий. Таким образом, под бизнес-инкубатором понимается организация, которая создает наиболее благоприятные условия, или, как чаще говорят, «среду», для стартового развития малых предприятий и фирм. В современных условиях развитию бизнес-инкубаторов наиболее полную и всестороннюю помощь и поддержку оказывает Национальное содружество бизнес-инкубаторов (НСБИ).

    В набор оказываемых услуг, как правило, входят; аренда на льготных условиях оборудованных соответствующими коммуникациями и оснащенных (телефон, факс, копировальная техника, компьютер и т. д.) офисных и, при необходимости, производственных помещений; обучение и оказание различных услуг (секретарских, информационных, консалтинговых, юридических и др.). Бизнес-инкубатор может объединять несколько десятков малых предприятий. Они оказывают друг другу помощь, обмениваются оперативной информацией, объединяются для решения крупных задач, с которыми им не справиться в одиночку. В бизнес-инкубаторе малые предприятия могут получить не только сервисную и организационно-моральную помощь, также учебно-методическую, финансовую, психологическую. По разным оценкам бизнес-инкубаторы ускоряют развитие малых предприятий в 5—20 раз.

    Особенностью деятельности бизнес-инкубаторов в субъектах Российской Федерации, там, где они созданы, является то, что они оказывают влияние не только на развитие начинающих малых предприятий, но и на малый бизнес в регионе в целом. Бизнес-инкубаторы выступают реальными помощниками местным органам власти в решении проблем развития малого предпринимательства.

    Бизнес-инкубаторы принято классифицировать по профессиональной ориентации и по организационной структуре.

    По профессиональной ориентации выделяют следующие бизнес-инкубаторы:

    —           универсальные бизнес-инкубаторы (инкубаторы смешанного использования);

    —           технологические, инновационные бизнес-инкубаторы;

    —           производственные бизнес-инкубаторы;

    —           бизнес-инкубаторы сферы услуг;

    —           бизнес-инкубаторы для микропредприятий.

    Особо следует обратить внимание на технологические или инновационные бизнес-инкубаторы, а также на бизнес-инкубаторы для микропредприятий. Первые, инновационные инкубаторы, создаются, как правило, при вузах и служат целям коммерционализации научных разработок вузов и созданию на их базе новых продуктов и технологий. Вторые, бизнес-инкубаторы для микропредприятий, обычно создаются в тех местах, где остро стоит проблема занятости населения и необходимо через развитие малого бизнеса разрешить острейшие вопросы безработицы.

    С точки зрения организационной структуры, бизнес-инкубаторы классифицируются на самостоятельные и встроенные. Самостоятельные бизнес-инкубаторы создаются как самостоятельные предприятия, целью которых является поддержка малых предприятий. Встроенные же бизнес-инкубаторы входят в состав других предприятий и организаций, например, в состав бизнес-центров, университетов, промышленных структур.

    Опыт развития бизнес-инкубаторов в Российской Федерации показывает, что успеха достигают те бизнес-инкубаторы, которые имеют оптимальный персонал управленцев и консультантов, достаточные для нескольких десятков малых предприятий площади, оборудование и финансовые ресурсы и, конечно, поддержку органов местного самоуправления.

    Информационное обеспечение развития малого предпринимательства

    В Российской Федерации в целом сформировался рынок информационных продуктов и услуг, наиболее развитым сектором которого является сектор деловой информации. Российские предприниматели находятся в качественно новой информационной среде и имеют возможность получить значительное количество видов информационных услуг, предлагаемых на мировом рынке. Вместе с тем единая система в области информационного обеспечения малого предпринимательства пока отсутствует.

    Информационная поддержка предпринимательской деятельности осуществляется различными ведомственными, региональными и коммерческими информационными системами и структурами, созданными в рамках различных самостоятельных проектов.

    Так, в соответствии с Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации, Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса создало сеть электронного информационного обмена малого и среднего бизнеса (СИОРА) на основе глобальной сети Интернет в качестве базы для развития информационной структуры поддержки малого предпринимательства.

    Сеть СИОРА состоит из центрального сервера-портала сети Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса и WEB-серверов региональных агентств поддержки малого и среднего бизнеса на территории более чем 50 субъектов Российской Федерации. На серверах собрана деловая информация, представляющая интерес для предпринимателей, работающих в регионах, и предпринимателей, работающих на межрегиональном, федеральном и международном уровнях.

    Возросла активность западных информационных компаний, которые приносят на российский рынок свои технологии сбора, обработки и распространения информационных продуктов, расширяют предложение своих услуг с учетом российской специфики.

    В рамках Программы ТАСИС по проекту SMERUS 9602 создано пять Центров деловой информации, занимающихся информационным консалтингом, обучением бизнесменов и продвижением товаров на рынки.

    Элементами информационного обеспечения малого предпринимательства является издательская, рекламная и выставочно-ярмарочная деятельность.

    Важным шагом для развития информационного обеспечения поддержки малого предпринимательства является создание системы сбора и распространения информации по малому предпринимательству на базе Ресурсного центра малого предпринимательства, функционирующего при МАП России в рамках программы технической помощи ЕС по проектам ТАСИС. Инфраструктурные организации поддержки малого бизнеса и непосредственно малые предприятия имеют постоянный доступ к актуальной информации по малому предпринимательству федерального уровня, а также к информационным ресурсам, существующим в регионах Российской Федерации.

    В заключение подчеркнем, что с каждым годом наращивается мощь инфраструктурной поддержки малого предпринимательства, складывается положительный опыт такой поддержки в субъектах Российской Федерации.















    Назад | | Вверх

  • Вопросы и ответы юристов
    Валерий 27.11.2018
    Уважаемый адвокат! 21 августа я и работодатель заключили трудовой договор в соответствии со статьей 59 тк рф -срочный трудовой договор. работодатель -субъектам малого предпринимательства. срочный трудовой договор заключен на определенный срок до 29 декабря 2017 года. имеет ли право работодатель при заключении данного договора внести свои надбавки на свое усмотрение отличные от нормативных. то есть мне положена надбавка за работу в южных районах красноярского края 20 процентов. может работадатель в силу тк и иных законодательных актов, а так же как субъект малого предпринимательства включить вместо 20 процентов 30 процентов. с уважением, валерий авластимов.
    Отвечает юрист Илья Подстрелов 27.11.2018

    Добрый вечер, уважаемый Валерий.

    Да, может.

    Работодателю запрещено только понижать уровень гарантий и компенсаций работникам, а повышать их закон не ограничивает.

    Это следует из части второй статьи 9 Трудового кодекса РФ, согласно которой коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.

    Это касается всех работодателей.

    Валерий 13.02.2016
    Уважаемый адвокат! скажите пожалуйста! в соответствии со ст. 59 тк рф, срочный трудовой договор заключается: на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохраняется место работы. я работаю именно по срочному трудовому договору по основному месту работы в субъекте малого предпринимательства, и каждый раз работодатель продлевает доп.соглашением со мной договор. мне не понятна фраза: на время исполнения обязанностей отсутствующего работника. разъясните пожалуйста. я немного не понимаю. то есть я могу отсутствовать и на меня будут сохранены все условия по трудовому договору. могу я работать первую например половину дня у работодателя на рабочем месте, а вторую половину дня выполнять функции на дому, но при условии полного рабочего дня и соответственно оплаты. с уважением, валерий.
    Отвечает юрист Виктория Егорова 13.02.2016

    Здравствуйте, Валерий.

    Мне не понятна фраза: на время исполнения обязанностей отсутствующего работника. Разъясните пожалуйста. Я немного не понимаю.

    Валерий

    Т.е. работник находится в декретном отпуске или отпуске по уходу за ребёнком.

    То есть я могу отсутствовать и на меня будут сохранены все условия по трудовому договору. могу я работать первую например половину дня у работодателя на рабочем месте, а вторую половину дня выполнять функции на дому, но при условии полного рабочего дня и соответственно оплаты.

    Валерий

    Условия, режим работы у Вас должны быть прописаны в трудовом договоре.

    татьяна 11.02.2017
    Добрый день! подскажите, мы хотим оформить юриста по срочному трудовому договору на 3 месяца, далее возможно продлить еще на полгода. в штатном расписание ставки юриста у нас нет. ооо относится к малому бизнесу с численностью до 25 человек. могу ли я указать в срочном трудовом договоре, что причина по которой принимаем юриста по срочному трудовому договору согласно ст.59 части 2 - (работодатель — субъект малого предпринимательства ) или лучше указать основание ст.59 части 1 - временные работы ?
    Отвечает юрист Артём Моисеев 11.02.2017

    Здравствуйте, Татьяна. В Вашем случае основанием срочности будет являться: ч. 2 ст. 59 ТК РФ (с лицами, поступающими на работу к работодателям — субъектам малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), численность работников которых не превышает 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания — 20 человек).

    Указывая иное основание — временные работы, эту «временность», до 2-х месяцев необходимо обосновать. ( в основном это какие-либо разовые работы), срок окончания которых обусловлен событием — окончанием выполнения этих работ. Кроме того, Вы хотите принять на работу на 3 месяца, а не до двух, как об этом говорит ч. 1 ст. 59 ТК РФ.

    Ася 25.06.2017
    Добрый день. заключен срочный трудовой договор на год с субъектом малого предпринимательства. сейчас ухожу в декрет. по окончанию декрета (больничного) работадатель отказывается продлевать трудовой договор по непонятным причинам. мне это нужно, чтобы получать выплаты по уходу за ребенком, иначе они минимальны. есть ли возможность оспорить это решение и признать тд бессрочным? работа временный характер не носит, о том что тд срочный, не предупреждали заранее при устройстве на работу. один раз его уже продлевали на год. по отзывам коллег раньше в компании были бессрочные трудовые договора. возможно ли считать, что заключение таких договоров выполнено в целях уклонения от предоставления прав и гарантий, предусмотренных для работников, с которыми заключается трудовой договор на неопределенный срок (ч. 6 ст. 58 тк рф), в данном случае декретницы и все выплаты, им положенные.
    Отвечает юрист Пётр Акимов 25.06.2017

    Здравствуйте!

    Работодатель имеет право расторгнуть с вами срочный трудовой договор в связи с истечением срока после окончания отпуска по беременности и родам.

    Чтобы уйти в отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет и получать пособие, вам нужно обращаться в суд с иском о признании работы у ответчика на условиях фактически заключённого бессрочного трудового договора.

    Доказательством будет продление ранее заключённого срочного договора с тем же функционалом, отсутствие оснований для заключения срочного трудового договора.

    Сергей 03.05.2018
    Мы субъект малого предпринимательства, ооо. наняли работника, который проработал 10 дней без оформления (не хотели оформлять), затем предложили оформиться по срочному договору на 1 месяц - он отказался уже сам (задним числом составили акт об отказе подписать трудовой договор), но продолжили сотрудничать с этим работником. через две недели работник не вышел на работу (каждый день составляли акт об отсутствии на рабочем месте). звонил его родственник и требовал перевести расчет на карту не самого работника, а его друга. родственник угрожал натравить на предприятие прокуратуру, если расчет не будет произведен на карту не принадлежащую работнику. после трех дней отсутствия на работе, работник явился за расчетом сам. ему снова был предложено подписать трудовой договор, он снова отказался (снова составили акт об отказе подписать договор). работник был несогласен с суммой расчета и не взял деньги (составили акт об отказе подписать расчетную ведомость и получить расчет), а ушёл пообещав натравить на нас все инстанции. далее написали ему письмо-уведомление о том, что срок его трудового договора (который неподписан!) истекает и ему нужно получить расчет, отправили это письмо ему по адресу прописки заказным с описью вложения. на нашем предприятии оформлены официально 7 из 8 действующих работников, при этом 3 из 7 оформлены на полную ставку по минималке. остальные 4 на полставки по их собственному желанию. достаточно ли мы себя обезопасили от негативных последствий жалоб нерадивого работника в прокуратуру/трудовую? и что еще нужно сделать, чтобы не получить штрафы за невыплату расчетных и уклонение от заключения трудового? какие еще штрафы могут нам грозить в данной ситуации?
    Отвечает юрист Денис Давыдов 03.05.2018

    Добрый день, Сергей.

    Наняли работника, который проработал 10 дней без оформления (не хотели оформлять), затем предложили оформиться по срочному договору на 1 месяц — он отказался уже сам (задним числом составили акт об отказе подписать трудовой договор)

    Сергей

    Трудовой договор заключается в письменной форме, но договор считается заключенным, даже если письменная форма отсутствует при фактическом допущении работника к работе. Причем трудовой договор в письменной форме обязаны заключить не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе. Поэтому при фактической работе без договора в течение 10 дней уже есть нарушение ТК РФ.

    ТК РФ Статья 67. Форма трудового договора

    Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.

    Отвечает юрист Пётр Акимов 11.06.2018

    Добрый день, Сергей! Вы в целом правильно и разумно действовали в описанной ситуации. Проблема для Вас, на мой взгляд, в том, что первые 10 дней он работал без оформления. Как коллеги уже пояснили, у Вас было 3 дня на заключение трудового договора. И этот момент можно квалифицировать как уклонение от заключения трудового договора со стороны работодателя. С другой стороны, я сомневаюсь, что работник сумеет доказать в судебном порядке, что он у Вас эти 10 дней по факту работал. 

    Что касается предложения с Вашей стороны заключить срочный трудовой договор — тут, честно говоря, работник не обязан был соглашаться именно на срочный трудовой договор. В статье 59 ТК РФ указано:

    По соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться:
    с лицами, поступающими на работу к работодателям — субъектам малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), численность работников которых не превышает 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания — 20 человек);

     То есть тут нужна воля обеих сторон. Вообще, по-хорошему Вам надо было изначально все детали обсудить с работником и исходя из этого принимать решение о приеме на работу. А раз Вы уже его фактически допустили к работе и он отказывался подписать срочный трудовой договор, то Вы должны были предложить бессрочный трудовой договор. 

    Просто в Вашу пользу тот факт, что прокуратура и трудовая инспекция по таким заявлениям (когда нет трудового договора) обычно проверки не проводят. Ему через суд придется все доказывать, а это непросто.

    Кстати, Вы написали, что у Вас 7 из 8 работников официально оформлены. Если Вы страхуетесь, тогда уж и 8-го официально оформляйте.

    С уважением!   

    Отвечает юрист Алексей Яковлев 29.04.2016

    Здравствуйте Сергей.

     В данной ситуации единственный риск который для Вас существует, это обращение данного работника в суд с требованиями признания наличия фактических трудовых правоотношений между Вами. пока это не доказано без оформленных трудовых отношений предъявлять Вам требования именно как работник он не вправе, ему сначала нужно доказать эти правоотношения.

    Статья 20 Трудового кодекса РФ:

    Работник — физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.


    Работодатель — физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. 

    Статьи по теме
    Культура предпринимателя

    Культура предпринимателя, предпринимателю, сущность ультуры предпринимательства, значение культуры предпринимательства, деловая этика, профессиональная этика, деловые отношения важнейшая часть культуры предпринимательства, черты бизнесмена.

    Как открыть ип самостоятельно: азбука создания своего бизнеса от а до я

    Содержание1 Чтобы зарегистрировать ип что нужно1.1 Как открыть ИП в России – подробная инструкция и...

    Предпринимательское право

    Предпринимательское право, субъекты предпринимательского права, источники предпринимательского права, предмет предпринимательского права, принципы предпринимательского права, методы предпринимательского права, виды предпринимательского права, система предпринимательского права, развитие предпринимательского права, хозяйственное предпринимательское право, признаки предпринимательского права, соотношение предпринимательского права, защита предпринимательских прав, понятие субъектов предпринимательского права, нормы предпринимательского права, история предпринимательского права, место предпринимательского права, предпринимательское право законы, объекты предпринимательского права, место предпринимательского права в системе права.