НАЛОГИ
Главная | Налоги | Налогообложение некоммерческих организаций

Налогообложение некоммерческих организаций

» » Налогообложение некоммерческих организаций

Для удобства изучения материала, статью разбиваем на темы:



  • Основные принципы и порядок налогообложения некоммерческих организаций
  • Особенности исчисления налога на прибыль государственными и муниципальными учреждениями (организациями)

    Основные принципы и порядок налогообложения некоммерческих организаций

    Некоммерческие организации (далее — НКО) создаются и функционируют для выполнения социальных, образовательных, благотворительных, религиозных и т. п. задач, при этом являются полноценными субъектами налогового права, хотя поступления от этих организаций не играют существенной роли в системе доходных источников бюджета. К некоммерческим организациям относятся: негосударственные и , осуществляющие деятельность за счет собственных доходов; государственные и муниципальные учреждения и организации, основная деятельность которых полностью или частично финансируется за счет средств соответствующего бюджета; автономные учреждения.

    Согласно , эти организации обязаны представлять в налоговые органы разные налоговые декларации, в которых отражаются расчеты по каждому виду федеральных, региональных и местных налогов и сборов, плательщиками которых являются НКО.

    Прежде всего, рассмотрим порядок налогообложения по федеральным налогам и сборам: , налогу на (НДС), единому социальному налогу (ЕСН), государственной пошлине, таможенной пошлине. Как правило, именно эти федеральные налоги, сборы и платежи обязаны уплачивать НКО; при налогообложении учитываются льготы, обусловленные спецификой их деятельности.

    Эта специфика заключается в следующем.

    1. Гражданским кодексом РФ определено, что НКО не могут иметь в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Отдельные виды деятельности могут осуществляться только на основе специальных разрешений — лицензий.

    2. НКО не зарегистрированы в качестве предпринимателей. Вместе с тем по роду своей работы они могут оказывать различные услуги как физическим, так и юридическим лицам на платной основе, осуществлять другие виды предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, чтобы иметь возможность развивать основную некоммерческую деятельность, предусмотренную учредительными документами организации.

    Именно поэтому при исчислении налога на прибыль в составе доходов некоммерческих организаций не учитывается ряд доходных источников. Перечень целевых поступлений и целевого финансирования, присущих некоммерческим организациям, которые при их целевом использовании освобождаются от уплаты налога на прибыль, определяется приказами Министерства финансов России. Чтобы получить право на такие льготы, НКО обязаны соблюдать ряд требований налогового законодательства. Во-первых, все поступления НКО, относимые к целевым налогом на прибыль не облагаются только при условии ведения раздельного учета и использования их в соответствии с условиями получения. В противном случае указанные средства подлежат налогообложению. По окончании финансового года некоммерческие организации обязаны представлять в налоговый орган отчет о целевом использовании полученных средств.

    Во-вторых, некоммерческие организации обязаны вести раздельный бухгалтерский учет не только целевых поступлений, но и доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, которые подразделяются на 2 группы. Одна группа включает в себя доходы от реализации товаров, работ и услуг. К примеру, в образовании такими доходами являются доходы от платной образовательной деятельности. Сюда же относятся доходы от реализации учебно-методической литературы, являющейся товаром, и т. д. Ко второй группе относятся внереализационные доходы, включающие: доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду); плату кредитных организаций, начисляемую за размещение средств на ; доходы, полученные в результате начисления суммовых разниц при совершении сделок в иностранной валюте; пени и штрафы за неуплату членских взносов; излишки товарно-материальных ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, и др.

    Все доходы первой и второй групп, приносящие экономическую НКО, подлежат налогообложению в порядке, установленном гл. 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций». Налогооблагаемая база НКО определяется как разница между объемом полученных доходов без НДС и акцизов и суммой фактических экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов по группам: материальные расходы; расходы на оплату труда; амортизационные начисления на имущество, приобретенное за счет доходов от и используемое для извлечения дохода; прочие расходы.

    В соответствии со ст. 41 части первой НК РФ доходом считается экономическая выгода НКО в денежной или натуральной формах. Поступления, не приносящие налогоплательщику экономической выгоды, не относятся к доходам, учитываемым при налогообложении. Например, не подлежат налогообложению транзитные платежи, к которым относятся: средства, поступившие от арендующих организаций в виде возмещения фактических расходов за оплаченные арендодателем коммунальные услуги и услуги связи; плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных учреждениях для престарелых и инвалидов; средства, поступившие во временное пользование от госпитализированных в стационар больных, подлежащие впоследствии возврату гражданам; плата родителей за содержание детей в государственных дошкольных образовательных учреждениях и учреждениях интернатного типа.

    Расходы в соответствии с законодательством делятся на прямые и косвенные (накладные). Обоснованными расходами считаются экономически оправданные , в частности все затраты, произведенные в пределах установленных правовыми актами норм и нормативов (размер суточных при направлении работника в командировку, стоимость представительских расходов, нормы использования горюче-смазочных материалов и т. д.). Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, оформленные соответствующими документами (договорами, счетами-фактурами, ведомостями на выдачу работникам, авансовыми отчетами и т. д.). Необходимым условием является отнесение расходов на цели, связанные с деятельностью, направленной на получение дохода.

    Важно подчеркнуть, что ставки налога на прибыль являются универсальными как для коммерческих структур, так и для НКО и составляют 24% от налогооблагаемой базы (6,5% направляется в федеральный бюджет, 17,5% — в бюджет субъекта РФ). Органы власти субъектов РФ для отдельных категорий налогоплательщиков вправе устанавливать пониженную налоговую ставку в части сумм налога, зачисляемых в бюджет субъекта РФ. Независимо от того, имеется ли у НКО превышение доходов над расходами, они обязаны ежеквартально представлять налоговые декларации. Рассмотрим порядок расчета налога на прибыль НКО на примере одной из некоммерческих организаций.

    Пример: Деятельность общественной некоммерческой организации «Клуб автолюбителей» осуществляется за счет различных источников. Предположим, что в октябре текущего года на расчетный счет поступило 100 тыс. руб. членских взносов. Этот клуб участвовал в конкурсе на получение государственного заказа на услуги по дополнительному обучению детей-сирот автоделу, выиграл его и получил субвенцию в сумме 800 тыс. руб., которые использовал по назначению. В ноябре текущего года, согласно договору пожертвования, от коммерческой организации на счет клуба поступили средства в сумме 250 тыс. руб. на приобретение автомобилей. Таким образом, все доходы относятся к целевым поступлениям. Выше мы отмечали, что для получения льготы необходимо вести раздельный учет доходов и расходов, целевой характер расходов в данном примере обозначен при предоставлении средств. Фактически «Клуб автолюбителей» не все средства израсходовал на приобретение автомобилей, а 40 тыс. руб. направил на выплату премий персоналу организации. В этом случае сумма 40 тыс. руб. и будет являться налогооблагаемой базой, отражаемой в налоговой декларации в составе внереализационных доходов, размер налога на прибыль составит: 40 ООО х 24%/100% = 9600 руб.

    Налог на добавленную стоимость. Некоммерческие организации, реализующие продукцию, товары, работы, услуги, становятся плательщиками НДС в общеустановленном порядке. Однако отдельные виды деятельности от налога на добавленную стоимость освобождены (подчеркнем, что от НДС освобождаются не организации, а виды деятельности). Перечень льгот приведен в НК РФ. Порядок исчисления НДС приведен также в главе 7 учебника. Главное условие освобождения тех или иных товаров, работ или услуг от НДС заключается в их социальной значимости.

    Пример: НДС не начисляется на ряд услуг и товаров, непосредственно выполняемых или реализуемых некоммерческими организациями:

    • услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми в государственных и муниципальных учреждениях социальной защиты (частные и общественные организации такой льготы не имеют);
    • услуги по содержанию детей в дошкольных некоммерческих организациях;
    • услуги по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные), студиях. Основное отличие этих услуг от приведенных выше заключается в том, что льгота по НДС предоставляется образовательным, спортивным, общественным организациям, организациям культуры и искусства и другим организациям любой формы собственности, а также индивидуальным предпринимателям;
    • медицинские услуги определенного перечня, оказываемые физическим и юридическим лицам лечебными, санитарно-профилактическими организациями и врачами, занимающимися частной практикой. Форма собственности и ведомственная принадлежность организации может быть любой;
    • услуги по сохранению, комплектованию и использованию архивов, оказываемых государственными и негосударственными архивными учреждениями и организациями. Индивидуальным предпринимателям льгота не предоставляется;
    • услуги учреждений культуры и искусства, религиозных объединений, театрально-зрелищные, спортивные, культурно-просветительные, развлекательные мероприятия, включая видео-показ. Под услугами религиозных объединений понимается проведение обрядов и церемоний. От НДС освобождаются также изготовление и реализация этими объединениями предметов культа и религиозного назначения.

    При проведении театрально-зрелищных, спортивных, культурно-просветительных, развлекательных мероприятий от НДС освобождается плата за посещение этих мероприятий;

    • услуги по изготовлению копий учебных пособий, фотокопированию, репродуцированию, микрокопированию с печатной продукции, музейных экспонатов и документов из фондов;
    • товары (работы, услуги) собственного производства, реализуемые общественными организациями инвалидов;
    • товары (работы, услуги) собственного производства (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), реализуемые организациями, в которых инвалиды составляют не менее 50% от общего числа работников.

    Это далеко не полный перечень, но даже из него следует, что в каждом конкретном случае для учета индивидуальных особенностей льготных видов деятельности обращение к инструктивному материалу обязательно. В одних случаях дополнительным условием является наличие лицензии на тот или иной вид услуг, в других — таких лицензий не требуется, в третьих — имеются определенные требования к содержанию услуги. Например, если учреждение дополнительного профессионального образования оказывает платные услуги по программе, объем которой составляет менее 72 часов, то независимо от наличия лицензии оно не имеет льготы по НДС.

    Некоммерческие организации наряду с коммерческими являются плательщиками единого социального налога, если они являются работодателями. В п. 14.2 рассмотрен порядок исчисления и уплаты ЕСН. Поэтому остановимся лишь на специфических льготах для некоммерческих организаций. Сразу отметим, что этот налог не взимается, если суммы начисленной в течение года заработной платы и других вознаграждений в расчете на каждого отдельного работника НКО не превышают 100 тыс. руб.

    Данное ограничение распространяется:

    1) общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновитель, опекун, попечитель) составляют не менее 80%;
    2) организации, которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и где среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда — не менее 25%;
    3) некоммерческие организации, основной уставной целью которых является оказание образовательных, физкультурно-спортивных, информационных, культурно-просветительских, правовых и иных реабилитационных услуг для инвалидов, включая детей-инвалидов и их родителей, либо осуществление научных разработок по проблемам инвалидности и инвалидов, единственными собственниками, имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.

    Снижение платежей нашло отражение в регрессивной шкале налогообложения (чем выше фонд оплаты труда, тем ниже ставка единого социального налога), поэтому перечень льгот сведен до минимума. Для получения льготы организации необходимо документально подтвердить свой статус, предъявив решение учредителей о ее создании, устав или положение, в которых должны содержаться сведения о собственниках имущества.

    Государственную пошлину, являющуюся федеральным доходом, некоммерческие организации уплачивают в том случае, когда они совершают юридически значимые действия, обращаются в судебные органы за разрешением спорных вопросов, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью. В гл. 25.3 части второй НК РФ предусмотрено, что от уплаты госпошлины освобождаются как организации в целом, так и отдельные виды совершаемых НКО действий.

    В частности, государственную пошлину не должны платить:

    1) государственные внебюджетные фонды РФ, бюджетные учреждения и организации, полностью финансируемые из федеральною бюджета. Следует иметь в виду, что если учреждения и организации финансируются из регионального или , от уплаты госпошлины они не освобождаются;
    2) государственные и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей — за право вывоза культурных ценностей;
    3) общественные организации инвалидов — по всем видам нотариальных действий, при обращении в , суды общей юрисдикции и к мировым судьям;
    4) специальные учебно-воспитательные учреждения для детей с девиантным (общественно опасным) поведением — за совершение исполнительных надписей о взыскании с родителей задолженности по уплате сумм на содержание их детей в таких учреждениях;
    5) государственные, муниципальные предприятия и учреждения — за государственную регистрацию прав Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования на государственное, муниципальное недвижимое имущество казны соответствующего уровня.

    Таможенная пошлина. Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от организационно-правового статуса лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом РФ «О таможенном тарифе».

    От таможенной пошлины освобождаются товары, а не организации. К их числу относятся:

    • товары, ввозимые на таможенную территорию РФ и/или вывозимые с этой территории в качестве безвозмездной помощи и/или на благотворительные цели по линии государств, правительств, международных организаций, включая оказание технического содействия;
    • товары, ввозимые на таможенную территорию РФ и вывозимые из страны в качестве гуманитарной помощи; в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий; учебные пособия для государственных и муниципальных учреждений образования и лечебных учреждений;
    • периодические печатные издания и книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой.

    Далее рассмотрим порядок налогообложения по видам , к числу которых относятся и транспортный налог.

    Налог на имущество организаций. Все организации, в том числе имеющие льготу по налогу на имущество, должны представлять налоговые декларации по этому налогу и одновременно заявлять о праве на льготу. Основой для расчета среднегодовой стоимости имущества служит остаточная стоимость движимого и недвижимого имущества. Остаточной стоимостью является разница между первоначальной стоимостью и ежемесячно начисляемой амортизацией. Такой порядок является единым для коммерческого и некоммерческого секторов экономики, включая бюджетные учреждения. По НК РФ ставка налога установлена в размере 2,2%, при этом региональные власти вправе ее снижать, так как этот вид налога является региональным и полностью зачисляется в бюджет субъекта РФ.

    Все НКО можно сгруппировать в 4 группы, каждая из которых имеет свои особенности при исчислении налога на имущество.

    К первой группе относятся НКО, имеющие безусловные льготы по федеральному законодательству, которые не ограничены сроком действия: государственные научные центры, религиозные объединения и организации в отношении имущества, используемого для осуществления религиозной деятельности (например, культовые здания и сооружения); организации, имеющие на балансе памятники истории и культуры федерального значения; организации и учреждения уголовно-исполнительной системы.

    Вторая группа — НКО, имеющие условную льготу по налогу на имущество. При определенных условиях освобождаются от налога на имущество: общественные организации инвалидов, если численность инвалидов составляет не менее 80%; организации, где численность инвалидов составляет не менее 50% от общего числа работников.

    В третью группу НКО включаются: некоммерческие , автономные некоммерческие организации; автономные учреждения, государственного и муниципального учреждения фонды (кроме общественных фондов как разновидности общественных объединений). Они не имеют льгот по налогу на имущество.

    Региональным органам власти предоставлено право не только устанавливать, пониженные ставки налога на имущество, но и расширять перечень организаций, имеющих право на льготы. Например, в Санкт-Петербурге в соответствии с региональным законодательством льготой по налогу на имущество, находящееся в собственности Санкт-Петербурга, могут воспользоваться бюджетные учреждения, жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья, организации водоснабжения, коммунального хозяйства, а также садоводческие, огороднические и дачные объединения граждан; научные организации РАН — в отношении имущества, используемого для научной деятельности.

    Транспортный налог. Некоммерческие организации обязаны в общеустановленном порядке (см. п. 5.2) уплачивать транспортный налог, если они имеют в собственности, или хозяйственном ведении зарегистрированные транспортные средства (автомобили, снегоходы, водные и воздушные суда и др.).

    , который относится к местным налогам, уплачивают НКО, имеющие земельные участки на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения (см. п. 6.6). Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками предоставляется государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, органам государственной власти и в соответствии с Земельным кодексом РФ; автономным учреждениям в соответствии со ст. 3 Закона «Об автономных учреждениях» № 174ФЗ.

    Ставка земельного налога составляет 1,5% от кадастровой стоимости земельных участков. Прямое освобождение от земельного налога имеют учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ. Единственными собственниками имущества которых являются общероссийские общественные организации инвалидов; религиозные организации; общероссийские общественные организации инвалидов и их союзы, членами которых являются инвалиды и их законные представители и количество которых составляет не менее 80% от общей численности работающих.

    Бюджетные учреждения культуры и спорта, искусства, кинематографии, образования, здравоохранения по федеральному законодательству не освобождаются от уплаты земельного налога. Льготы им могут быть предоставлены по решению органов местного самоуправления, а в Москве и Санкт-Петербурге — по законодательству этих субъектов РФ.

    Таким образом, мы видим, что налогообложение некоммерческих организаций — сложный процесс, требующий глубоких специальных знаний в области налогового законодательства.

    Особенности исчисления налога на прибыль государственными и муниципальными учреждениями (организациями)

    в соответствии с Налоговым кодексом РФ плательщиками налога на прибыль являются российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность на территории РФ. На этом основании государственные и муниципальные учреждения (организации), большинство из которых являются бюджетными, юридически признаются плательщиками налога на прибыль.

    Согласно ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, к бюджетным учреждениям относятся организации, созданные государственными органами Российской Федерации и органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета согласно смете доходов и расходов, наделенных государственным и муниципальным имуществом на праве оперативного управления.

    Как отмечалось ранее, при расчете налога на прибыль все НКО должны учитывать доходы от реализации работ и услуг, и иного имущества, от внереализационных операций. В составе доходов не учитываются авансовые платежи и целевые поступления.

    Одна из важных особенностей, которую необходимо иметь в виду при исчислении налога на прибыль, заключается в следующем. В отличие от негосударственных и общественных НКО государственные и муниципальные учреждения (организации) ограничены в правах по распоряжению имуществом, находящимся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении. Они не вправе продавать недвижимость, сдавать ее в аренду, использовать в виде залога, вносить в качестве вклада в уставный капитал других организаций без согласия собственника (учредителя).

    При заключении договоров на сдачу в аренду недвижимого имущества этим организациям отведена роль пассивного участника. Все договорные арендные отношения должны строиться не между организацией и арендатором, а между владельцем основных средств — соответствующим органом по управлению государственным или муниципальным имуществом — и арендатором. Поэтому суммы арендной платы могут и не поступать в распоряжение государственных и муниципальных учреждений (организаций). Однако в тех случаях, когда по решению собственника средства от аренды отражаются в смете доходов и расходов, при определенных условиях возникают обязательства по уплате не только налога на прибыль, но и налога на добавленную стоимость.

    В течение последних лет в законы о федеральном бюджете на очередной финансовый год включаются положения об использовании доходов, полученных от сдачи имущества в аренду, в качестве дополнительных источников финансирования государственных учреждений и организаций, финансируемых за счет федерального бюджета. Так, Законом РФ «О федеральном бюджете на 2007 год» от 19.12.2006 г. № 235ФЗ установлено, что не подлежат обложению налогом на прибыль доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление научным, образовательным учреждениям, учреждениям здравоохранения, государственным учреждениям культуры и искусства, государственным архивным учреждениям, а также организациям научного обслуживания РАН, имеющим государственный статус и финансируемым за счет средств федерального бюджета. Арендная плата в полном объеме отражается в сметах доходов и расходов указанных учреждений и организаций. Доходы от аренды, выступающие как дополнительный источник бюджетного финансирования, направляются на содержание и развитие материально-технической базы этих организаций сверх сумм, установленных по федеральному бюджету. В данном случае эти доходы являются целевым финансированием, не подлежащим налогообложению. Аналогичные нормы имеют место и в законах о бюджете на очередной финансовый год отдельных субъектов РФ.

    Налоговая база по бюджетным учреждениям определяется как разница между суммой доходов и суммой фактически осуществленных расходов, непосредственно связанных с ведением предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, которую для краткости условимся называть коммерческой. Особенностям ведения налогового учета бюджетными учреждениями посвящена ст. 321.1 гл. 25 НК РФ. В этой статье для бюджетных учреждений предусмотрены обязанность ведения раздельного учета доходов и расходов, полученных в рамках целевого финансирования, особенности признания расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов, расходов по ремонту всех видов основных средств. Например, если в смете доходов и расходов предусмотрена оплата расходов по коммунальным услугам, услугам связи, по всем видам ремонта основных средств, по обслуживанию транспортных средств за счет как бюджетных, так и внебюджетных средств, то в основе определения расчетной суммы расходов по этим статьям должен лежать удельный вес доходов от коммерческой деятельности (без внереализационных) в общей сумме бюджетных и внебюджетных источников финансирования учреждения.

    Итак, руководством к действию при исчислении налога на прибыль государственных и муниципальных учреждений (организаций) служит налоговое законодательство, не всегда, к сожалению, учитывающее степень реального бюджетного финансирования исполнителей бюджетных услуг. НКО должны быть предельно внимательны, чтобы не попасть в «налоговую ловушку». Относительная законодательная недоработанность правового статуса НКО при наличии достаточно широкого спектра их предпринимательской деятельности нередко приводит к ситуации, в результате которой формируется доходная база, подпадающая под действие ряда налогов, регламентированных НК РФ. При этом возрастают «налоговые риски» НКО.











    Назад | | Вверх

  • Вопросы и ответы юристов
    айдар 22.12.2017
    Написал на производство о травме отправил на генерального директора прошло расследования но пока незнаю результата итр состав то есть моё начальство пытается выжить меня с организаций как грамотно поступить при таком случаи
    Отвечает юрист Артём Скворцов 22.12.2017

    Здравствуйте Айдар.

    В случае отказа от расследования несчастного случая на производстве, Вы вправе обратиться с заявлением в трудовую инспекцию.

    Статья 227 Трудового кодекса РФ:

    Расследованию и учету в соответствии с настоящей главой подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.

    Отвечает юрист Анастасия Соколова 30.11.2016

    Здравствуйте. Результатом расследования по факту несчастного случая на производстве должен быть акт по форме Н-1. если не согласны с его содержанием, то обжаловать можно через инспекцию труда.

    Andrey 02.09.2017
    Здравствуйте! я научный сотрудник (руковожу небольшим структурным подразделением), работаю в одном из институтов ран (ныне подведомственны фано). в последние годы активно выступал с научно-просветительскими лекциями и докладами, за что получаю благодарственные письма от различных организаций и институтов (школы, университеты и т.п.). однако отдел кадров моего института отказывается как-либо учитывать сведения об этих благодарственных письмах, на основании того, что на них не указан номер приказа награждающей организации (хотя есть подпись руководителя и гербовая печать, прикрепляю пример). правильно ли это? должны ли как-то учитывать благодарственные письма сторонних организаций (заносить в трудовую книжку, в личное дело и т.п.)? если да, то на что можно сослаться в разговоре с работником отдела кадров?
    Отвечает юрист Дмитрий Воронин 02.09.2017

    Здравствуйте, Андрей.

    По правилам:

    24. В трудовую книжку вносятся следующие сведенияо награждении (поощрении) за трудовые заслуги:

    а) о награждении государственными наградами, в том числе о присвоении государственных почетных званий, на основании соответствующих указов и иных решений;

    б) о награждении почетными грамотами, присвоении званий и награждении нагрудными знаками, значками, дипломами, почетными грамотами, производимом работодателями;

    в) о других видах поощрения, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также коллективными договорами, правилами внутреннего трудового распорядка, уставами и положениями о дисциплине.

    25. Записи о премиях, предусмотренных системой оплаты труда или выплачиваемых на регулярной основе, в трудовые книжки не вносятся.

    Постановление Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 (ред. от 25.03.2013) «О трудовых книжках» (вместе с «Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей»)

    Таким образом, работодатель не обязан вносить в вашу трудовую книжку сведения о благодарственных письмах от организаций, которые к тому же не являются вашими работодателями, если иное не закреплено в вашем коллективном договоре или ПВТР.

    марина белова 09.03.2018
    Я работаю воспитателем в детском саду. с 14 августа 2015 года мою группу посещает ребенок-инвалид (дцп). на основании постановления правительства рф от 14 мая 2015г. №466 "о ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках" с изменениями и дополнениями от: 7 апреля 2017 г. в соответствии со статьей 334 трудового кодекса российской федерации, пунктом 3 части 5 статьи 47, частью 7 статьи 51 и частью 4 статьи 52 федерального закона "об образовании в российской федерации" правительство российской федерации постановляет: 1. установить продолжительность ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков работникам, замещающим должности педагогических работников, а также руководителей образовательных организаций, заместителей руководителей образовательных организаций, руководителей структурных подразделений этих организаций и их заместителей, согласно приложению. в приложении указано "...работающие с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и (или) лицами, нуждающимися в длительном лечении". к тому же ребенок-инвалид на относится к числу детей с овз. до 2017 года пмпк для ребенка-инвалида не предусматривалось. в этом году он проходит соответствующую комиссию. имею ли я право на дополнительный оплачиваемый отпуск и могу ли просить отпуск за прошлый год?
    Отвечает юрист Денис Волков 09.03.2018

    В приложении указано "… работающие с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и (или) лицами, нуждающимися в длительном лечении". К тому же ребенок-инвалид на относится к числу детей с ОВЗ. До 2017 года ПМПК для ребенка-инвалида не предусматривалось. В этом году он проходит соответствующую комиссию. Имею ли я право на дополнительный оплачиваемый отпуск и могу ли просить отпуск за прошлый год?

    марина белова

    Добрый день!

    Марина, Вы правильно рассуждаете, к тому же дети — инвалиды относятся к детям с ОВЗ. Таким образом, Вам должен предоставляться отпуск 56 дней в период Вашей работы с ребенком инвалидом.

    http://yaosobenniy.ru/stati/za...

    Удачи Вам!

    Зиля 26.04.2016
    Здравствуйте, работаю в комбинированном детском саду, посещают дети ; с ограниченными возможностями здоровья (далее – овз). и (или) нуждающихся в длительном лечении, есть группы логопедические.я работаю только в логопедических группах. есть ли у меня право на отпуск продолжительностью 56 календарных дней.на основании закона в постановлении правительства рф от 14 мая 2015 г. № 466 "о ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках" (далее – постановление правительства рф № 466).? там меня смущает опора на вот это постановление, 1. педагогические работники, должности которых указаны в подразделе 2 раздела i номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением правительства российской федерации от 8 августа 2013 г. n 678 "об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций" (далее - номенклатура должностей), за исключением должностей педагогических работников, указанных в пунктах 4 и 5 настоящего раздела 42 значит ли что отпуск 42 , а не 56.?спасибо
    Отвечает юрист Валентин Лазарев 26.04.2016

    работаю в комбинированном детском саду, посещают дети; с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). и (или) нуждающихся в длительном лечении, есть группы логопедические.Я работаю только в логопедических группах. Есть ли у меня право на отпуск продолжительностью 56 календарных дней.На основании закона в постановлении Правительства РФ от 14 мая 2015 г. № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» (далее – постановление Правительства РФ № 466).? Там меня смущает опора на вот это постановление, 1. Педагогические работники, должности которых указаны в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» (далее — номенклатура должностей), за исключением должностей педагогических работников, указанных в пунктах 4 и 5 настоящего раздела 42 Значит ли что отпуск 42, а не 56.? Спасибо

    Зиля

    Добрый день!

    Зиля, в соответствии с постановлением Правительства № 466 (п. 4 разд.1)

    Педагогические работники, должности которых указаны в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей, работающие с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и (или) лицами, нуждающимися в длительном лечении, имеют право на отпуск 56 дней.

    В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 2) 

    16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

    Таким образом, если Вы работаете с такими детьми, то отпуск у Вас должен быть 56 дней.

    Удачи Вам!

    Ирина 20.01.2017
    Могу ли я просить оплачиваемый удлиненный отпуск в 56 дней на основании 1) закона об образовании статья 52. иные работники образовательных организаций 4. заместителям руководителей образовательных организаций, руководителям структурных подразделений и их заместителям предоставляются в порядке, установленном правительством российской федерации, права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, предусмотренные педагогическим работникам пунктами 3 и 5 части 5 и частью 8 статьи 47 настоящего федерального закона. статья 47. правовой статус педагогических работников. права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации пункт 5. педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии: 3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется правительством российской федерации; 2) правительство российской федерации постановление от 14 мая 2015 г. n 466 о ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках 3) правительство российской федерации постановление от 8 августа 2013 г. n 678 об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций мне отказано.
    Отвечает юрист Артём Федоров 20.01.2017

    МОГУ ли я просить оплачиваемый удлиненный отпуск в 56 дней на основании 1) ЗАКОНА ОБ ОБРАЗОВАНИИ Статья 52. Иные работники образовательных организаций 4. Заместителям руководителей образовательных организаций, руководителям структурных подразделений и их заместителям предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, предусмотренные педагогическим работникам пунктами 3 и 5 части 5 и частью 8 статьи 47 настоящего Федерального закона. Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации пункт 5. Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии: 3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации; 2) ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 14 мая 2015 г. N 466 О ЕЖЕГОДНЫХ ОСНОВНЫХ УДЛИНЕННЫХ ОПЛАЧИВАЕМЫХ ОТПУСКАХ 3) ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 8 августа 2013 г. N 678 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОМЕНКЛАТУРЫ ДОЛЖНОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МНЕ ОТКАЗАНО.

    Ирина

    Добрый день!

    Ирина, в соответствии с постановлением Правительства № 466 (п. 3 разд. 3)

    3. Руководители, должности которых указаны в подразделе 2 раздела II номенклатуры должностей, при условии, что их деятельность связана с руководством образовательной, научной и (или) творческой, научно-методической, методической деятельностью, имеют право на отпуск 56 дней.

    Таким образом, если в Вашей должностной инструкции прописаны эти виды работ, то Вы имеете право на отпуск 56 дней.

    Удачи Вам!

    Николай 10.11.2016
    Добрый день. я работаю в государственной организации дополнительного профессионального образования, в должности начальника отдела информационной безопасности. хотелось бы узнать какова продолжительность моего трудового отпуска? заранее ссылаюсь на постановление правительства рф от 14 мая 2015 г. n 466 "о ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках" и на постановление правительства рф от 8 августа 2013 г. n 678 "об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций" заранее признателен.
    Отвечает юрист Ирина Шелепина 10.11.2016

    Здравствуйте, Николай.

    Ваша должность не отнесена к перечню должностей педагогических работников, а также руководителей образовательных организаций, заместителей руководителей образовательных организаций, руководителей структурных подразделений этих организаций и их заместителей, согласно приложению к Постановлению Правительства РФ от 14.05.2015 N 466 (ред. от 07.04.2017) «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» и Постановлению Правительства РФ от 08.08.2013 N 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций», которым полагаются удлиненные отпуска.

    Следовательно, вам полагается отпуск обычной продолжительности 28 календарных дней.

    Владимир 28.08.2017
    Написал в отдел кадров почему только 15 дней оплачено? отработал 23, то есть выходные и праздничные дни не оплачивают. нормами статьи 79 федерального конституционного закона от 21.07.94 № 1-фкз определено, что официальные позиции кс рф, изложенные в постановлениях, являются обязательными для всех организаций, законодателей и других уполномоченных лиц. они не подлежат обжалованию и и вступают в силу сразу со дня официального опубликования. поэтому все работодатели уже сейчас обязаны рассчитывать доплату за работу в выходные с учетом разъяснений, данных кс рф. то есть исчислять среднедневной заработок с учетом всех надбавок. а также не забывать о том, что оплата за праздники и выходные предусмотрена в двойном размере. мне пишут: потому что зарплату считают исходя из рабочих дней, если-бы ее "размазывали" на 30 то выходило бы тоже самое. теперь вопрос: работаю 30 дней по 10 часов, это получается 300 часов, объясните мне как может получится тоже самое
    Отвечает юрист Максим Лукьянов 28.08.2017

    Здравствуйте, а подскажите пожалуйста, какие у вас условия работы? Как заключен трудовой договор — почасовая оплата или обычный график?

    Андрей 07.03.2016
    Здравствуйте! в соответствии с постановлением правительства рф от 02.11.2000 n 841 пункт 5. в целях организации и осуществления подготовки населения в области гражданской обороны: г) организации: разрабатывают с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных министерством российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, программы курсового обучения личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны; осуществляют курсовое обучение работников организаций в области гражданской обороны, а также личного состава формирований и служб, создаваемых в организации; создают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу; разрабатывают программу проведения с работниками организации вводного инструктажа по гражданской обороне; организуют и проводят вводный инструктаж по гражданской обороне с вновь принятыми работниками организаций в течение первого месяца их работы; планируют и проводят учения и тренировки по гражданской обороне; вопрос: обязан ли индивидуальный предприниматель, имеющий работников, выполнять все эти требования?
    Отвечает юрист Наталья Филипьева 07.03.2016

    Существует специальный Регламент МЧС по гражданской обороне. Он утверждён приказом Министерства от 26.06.2012 № 358. Среди прочего его пункт 4 уточняет, что предмет государственного надзора – это проверка выполнения организациями (юридическими лицами, ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ) требований и мероприятий в области ГО.

    С 2 мая 2017 года обязательный инструктаж по гражданской обороне, а также ряд смежных обязанностей, перечисленных нами выше, вменён как компаниям, так и частным предпринимателям.

    Антон 24.11.2016
    Добрый день. работаю в одном крупном российском банке. хочу зарегистрировать ип. однако, в трудовом договоре есть такой пункт: "работник в целях исключения возможного конфликта интересов с работодателем, обязуется не участвовать в деятельности других коммерческих организаций и не выступать в качестве учредителя коммерческих организаций без предварительного согласования с работодателем." перед трудоустройством служба безопасности особенно обговаривали этот момент, что работая в банке нельзя иметь ип или ооо. отсюда несколько вопросов: 1) насколько правомерны такие запреты со стороны работодателя? 2) какие могут быть последствия, если я открою ип, параллельно работая в этой организации? 3) как вообще мой работодатель может узнать, что я зарегистрировал ип?
    Отвечает юрист Веста Шелехов 24.11.2016
    corporate_ethcorporate_ethics_code.pdfics_code.pdf
    Отвечает юрист Слава Сидоренко 16.08.2017
    corporate_ethcorporate_ethics_code.pdfics_code.pdf
    Отвечает юрист Оксана Амосова 08.07.2018
    corporate_ethcorporate_ethics_code.pdfics_code.pdf
    Отвечает юрист Татьяна Осколкова 26.08.2017
    Отвечает юрист Илья Подстрелов 24.01.2018
    corporate_ethcorporate_ethics_code.pdfics_code.pdf
    Отвечает юрист Светлана Мухаметзянова 24.04.2018
    Отсюда несколько вопросов:
    1) насколько правомерны такие запреты со стороны работодателя?
    2) какие могут быть последствия, если я открою ИП, параллельно работая в этой организации?
    3) как вообще мой работодатель может узнать, что я зарегистрировал ИП?

    Здравствуйте Антон!.. В соответствии с Трудовым законодательством РФ работодателю запрещается устанавливать в трудовом договоре, условия ухудшающие положения работника по сравнению с теми пределами, которые установлены Трудовым кодексом РФ.

    Однако главой 55 ТК РФ определяются особенности регулирования труда отдельных категорий работников, которым в соответствии с положениями данной главы ограничивается право на занятие предпринимательской деятельностью.

    К перечню указанных категорий относятся работники государственных корпораций, гос. компаний, публично правовых компаний

    Отвечает юрист Сергей Сергеевич 25.12.2016
    Работаю в одном крупном российском банке.
    Антон

    О каком банке идет речь?

    Отвечает юрист Елена Денисова 05.09.2018
    Сбербанк России
    Антон

    В таком случае, никакие ограничения установленные ФЗ «О противодействии коррупции» на Вас не распространяются. Можно конечно говорить о нарушении корпоративных правил. Однако, как говорил выше они противоречат требованиям действующего законодательства.

    Отвечает юрист Пашка Сысуев 27.06.2017

    Добрый день.

    Указанная в трудовом договоре

    «Работник в целях исключения возможного конфликта интересов с Работодателем, обязуется не участвовать в деятельности других коммерческих организаций и не выступать в качестве учредителя коммерческих организаций без предварительного согласования с Работодателем.»
    Антон

    не имеет никакой силы. Поскольку противоречит требованиям действующего законодательства.

    В первую очередь не стоит забывать. что Конституцией РФ в ст. 34 прямо предусмотрено, что

    1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

    Данное положение нашло свое продолжение в ГК РФ

    Статья 1

    Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    Таким образом, ограничение права на занятие предпринимательской деятельностью может быть ограничено только законом.

    В ТК РФ же сказано, что

    В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами

    Т.е. включение в трудовой договор отдельных положений не должно ухудшать прав работника в сравнении с действующим законодательством.

    Статья 8 ТК РФ

    Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

    В Вашем же случае ограничение на занятие предпринимательской деятельности, включенное в трудовой договор, как раз наоборот ухудшает Ваши права предусмотренные в силу закона.

    ,

    2) какие могут быть последствия, если я открою ИП, параллельно работая в этой организации?
    Антон

    Никаких. На основании представленной нормы работодатель не сможет инициировать вопрос ни о привлечении Вас к дисциплинарной ответственности, ни решить вопрос об увольнении.

    3) как вообще мой работодатель может узнать, что я зарегистрировал ИП?
    Антон

    например, запросив сведения через сайт nalog.ru о регистрации Вас в качестве ИП.

    Отвечает юрист Яна Семакина 26.08.2016

    Добрый день, Антон.

    Работодатель не вправе ограничить Ваше право зарегистрироваться в качестве ИП.

    Такой отказ ничтожен:

    Статья 22 ГК РФНедопустимость лишения и ограничения правоспособности и дееспособности гражданина
    1. Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом.
    2. Несоблюдение установленных законом условий и порядка ограничения дееспособности граждан или их права заниматься предпринимательской либо иной деятельностью влечет недействительность акта государственного или иного органа, устанавливающего соответствующее ограничение.
    3. Полный или частичный отказ гражданина от правоспособности или дееспособности и другие сделки, направленные на ограничение правоспособности или дееспособности, ничтожны, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законом.

    Более того в приведенном тексте говорится про участие в коммерческих организациях, то есть речь о юридических лицах, а не о ИП.

    Поэтому при таком тексте регистрация ИП не противоречит данному положению, только если Вы откроете ООО или иное юр. лицо, на ИП данный пункт не распространяется.

    Отвечает юрист Татьяна Осколкова 25.06.2016

    Здравствуйте.

    В некоторых случаях, действительно, участие в коммерческой организации работника может являться конфликтом интересов.

    Так, согласно ст. 10 ФЗ РФ «О противодействии коррупции», под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

    В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

    При этом закон относит к лицам, обязанным принимать меры по предотвращению конфликтов, служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, а также работников, замещающих отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.

    Т.е. нельзя исключать, что ваша должность как раз относится к должностям, по которым проводится предотвращение конфликта интересов.

    При этом такие лица в силу ст. 11.1 обязаны сообщать о том, что возникает конфликт интересов. Т.е. иными словами — вы можете зарегистрировать ИП, но должны сообщить об этом — ч. 2 ст. 11.

    И тогда к вам начнут предпринимать меры по урегулированию конфликта интересов — вплоть до отстранения от работы:

    4. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
    Отвечает юрист Пашка Сысуев 02.11.2017

    Здравствуйте, Антон!

    Сбербанк России
    Антон

    В этом случае посмотрите прилагаемый кодекс корпоративной этики Сбербанка на странице 30 пункт 2.9 «ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВНЕ БАНКА, УЧАСТИЕ В УСТАВНОМ КАПИТАЛЕ И ОРГАНАХ УПРАВЛЕНИЯ ТРЕТЬИХ ЛИЦ»:

    В Банке сотрудникам запрещено заниматься пред принимательской деятельностью или иной коммерческой деятельностью, ставшей доступной с учетом положения в Банке, в том числе с использованием деловых связей и возможностей Банка. Если планируемая деятельность соответствует требованиям Банка, она возможна.
    Детальные требования к сотрудникам при осуществле нии отношений с клиентами и контрагентами, в частности, ограничения на участие в уставном капитале или органах управления таких организаций, а также на осуществление самостоятельной коммерческой деятельности, отражены
    в Политике Банка по противодействию коррупции.

    С Уважением,
    Олег Рябинин.

    Отвечает юрист Максим Воронов 29.04.2017

    Кроме того, учитывая, что Вы не являетесь государственным и муниципальным служащим в отношении Вас не могут устанавливаться подобные ограничения.

    Таким образом действия работодателя являются незаконными и необоснованными

    Статьи по теме
    Налоговые льготы военным пенсионерам: полный список, условия и порядок получения, правила оформления и необходимые документы

    Налоговые льготы для военных пенсионеров: порядок и процедура оформления, размеры льгот для имущественного, транспортного и земельного налога

    Налоговая система российской федерации

    Налоговая система российской федерации, налоги, налогообложение, сущность налогов, функции налогов, виды налогов, элементы налогов, сущность налоговой системы, принципы построения налоговой системы, налоговая политика, налоговая реформа в россии.

    Налоговый вычет на лечение зубов: условия и порядок получения, список медицинский услуг, необходимые документы

    Налоговый вычет на лечение зубов в 2018-2019 году: кто имеет право, перечень медицинских услуг, необходимая документация, пример расчета, как получить вычет, особенности процедуры оформления