НАЛОГИ
Главная | Налоги | Налоговые системы федеративных и конфедеративных государств

Налоговые системы федеративных и конфедеративных государств

» » Налоговые системы федеративных и конфедеративных государств

Для удобства изучения материала, статью разбиваем на темы:



  • Содержание и основные принципы налогового федерализма
  • Налоговая система США
  • Налоговая система Канады
  • Налоговая система Швейцарии

    Содержание и основные принципы налогового федерализма

    Анализ проблем налогового федерализма имеет особую актуальность для современной России. Переход от административной системы СССР на федеративные принципы управления и методы перераспределения доходов оказался сложным и болезненным. Формирование новой модели управления осложняется отсутствием соответствующих теоретических разработок, измерений сущностных характеристик федерализма как системы власти, а также адекватного методов разделения собственности, реальных источников доходов и налогов. В этом смысле чрезвычайно интересен опыт стран с устойчивыми традициями федерализма и правилами взаимосвязей и взаимозависимости субъектов федерации и центра.

    По определению федерация — форма объединения ряда государств, при которой объединяющиеся государства, сохраняя определенную юридическую государственную самостоятельность, создают новое единое государственное образование. Форма федерации предполагает единые: союзное гражданство, армию, союзные государственные органы. В свою очередь, конфедерация — это союз отдельных государств, сохраняющих независимое (суверенное) существование, но объединенных одним или несколькими органами управления. В мировой практике примерами федеративных являются США, ФРГ и Канада, а конфедеративного — Швейцария. Различие между этими формами объединения ярко иллюстрируется страницами истории США, когда в войне между Севером и Югом одна часть (северяне) боролась за федерацию, другая — за конфедерацию.

    Современный федерализм принято квалифицировать как конкурентный федерализм. Его основой является принцип субсидиарности, означающий, что конкретные задачи сравнительно небольших административных единиц должны решаться на возможно более низком уровне власти, И только такой подход может обеспечить высокую степень независимости и, следовательно, подлинной демократизации управления. В свою очередь, каждое движение в сторону централизации ведет к ограничению гражданских и избирательных прав населения, когда усиливается «анонимность» власти.

    Понятие. «Субсидиарность» раскрывается в ряде принципов, первым их которых является принцип происхождения.

    Он относится к свободной торговле товарами и услугами и означает, что местные власти не должны проверять и лицензировать подлежащие продаже товары, поставщики которых получили лицензии в другом районе страны. Тогда у местных властей появляются возможности расширения базы налогообложения за счет привлечения «чужих» предпринимателей и стимул к соперничеству в области установления правил, наилучшим образом отвечающих нуждам граждан. Следующий принцип — «исключительности», т. е. эксклюзивное, четкое и определенное возложение ответственности за коллективные действия на данный уровень власти. Третьим принципом, необходимым для обеспечения эффективного функционирования конкурентного федерализма, является фискальная эквивалентность. Он означает, что каждая административная территория должна финансировать свои властные функции, переданные ей или взятые ею на себя, за счет средств, полученных от налогов, сборов и заимствований, за которые она несет ответственность. Таким образом, государственные расходы «дисциплинируются» благодаря необходимости собирать налоги или брать в долг. Фискальная децентрализация в сочетании с фискальной эквивалентностью (платность за все государственные услуги) создает для местных органов власти стимул к расширению доходной базы и развитию. Этот принцип означает также, что все уровни власти имеют большие права в построении собственных налоговых систем.

    Упомянутые принципы, вместе определяющие конкурентный федерализм, имеют тенденцию усиливать друг друга. А при нарушении хотя бы одного из них страдает между территориями. Например, право центра устанавливать все ставки налогов наносит серьезный удар по независимости и ответственности местных властей и т. д. Таким образом, подлинный конкурентный федерализм может быть понят только как взаимосвязанное целое.

    Система налогообложения при федеративном государственном устройстве должна быть структурирована, исходя из указанных принципов и поэтому серьезно отличается от подходов к ее формированию в унитарном государстве. У последнего политическая воля сосредоточивается в едином центре, а местные самоуправляемые корпорации все-таки не имеют статуса государственного суверенитета. В федеративном государстве существуют, по крайней мере два уровня с подлинным государственным суверенитетом — центральный и региональный. Однако для соблюдения целостности необходимо обеспечить единое налоговое законодательство с двухканальной системой. Для иллюстрации этих положений необходимо рассмотреть конкретные налоговые системы объединенных федерацией государств.

    Налоговая система США

    Специфика состава и структуры налоговой системы США определяется масштабами использования всех видов прямого налогообложения. В системе налогообложения США параллельно используются основные виды налогов по всем уровням властных полномочий. Так, население уплачивает 3 подоходных налога, 3 с корпораций, 2 поимущественных и т.д.

    Основную часть доходов федерального бюджета составляет подоходный налог с населения (income tax), субъектами которого выступают физические лица, индивидуальные предприятия и , не имеющие статуса юридического лица.

    Подсчет выполняется в 3 этапа:

    1. Подсчитывается валовой доход, который может состоять из; , аннуитета, пенсии, алиментов, доходов по ценным бумагам, вознаграждений, бонусов, и , фермерского дохода, социального пособия и пособия по , стипендии, доходов от трастовых операций и недвижимости и т. д.
    2. Валовой доход корректируется за счет вычетов из него разрешенных затрат и льгот. К ним относятся торговые или производственные , убытки от продажи или обменных операций с ценными бумагами, пенсионные взносы лиц, уплаченные алименты, авансовые налоговые взносы и т. д.
    3. Из суммы скорректированного валового дохода исключаются классифицированные, или стандартные, вычеты. Полученная величина является налогооблагаемым доходом. К основным вычетам относятся: необлагаемый минимум на каждого иждивенца налогоплательщика; стандартные скидки, дополнительные скидки для лиц старше 65 лет и инвалидов; расходы по переезду на новое место жительства, связанному с повышением квалификации; командировочные, благотворительные взносы и др. Указанные вычеты могут производиться в размере не более 50% с откорректированного валового дохода, а оставшиеся 25% могут быть вычтены из доходов в течение 5 лет.

    Еще один важнейший налог в системе подоходного обложения — налог на прибыль корпораций (corporation income tax), претерпевший существенные изменения в результате известных налоговых реформ 19801990х гг. Главным принципом налогообложения корпораций в США является взимание налога с как окончательного объекта обложения. Плательщиками этого налога являются, прежде всего акционерные компании. Примерно 85% налога взимается на федеральном уровне, а 15% — штатами и местными органами власти.

    Объект обложения определяется в 3 этапа:

    1. Определяется валовой доход компании, состоящий из валовой от реализации и всех внереализационных доходов и расходов.
    2. Из валового дохода вычитаются: заработная плата работников, расходы на ремонт, безнадежные долги, рентные платежи, уплаченные местные и штатные налоги, амортизация, проценты за кредит, расходы на рекламу, взносы в пенсионные фонды, убытки от стихийных бедствий, благотворительные взносы, операционные убытки, расходы на НИОКР, расходы на капитальный ремонт и т. д. В налоговом законодательстве тщательно оговариваются все расходы, которые можно включать в издержки производства при определении корпорационного налога. Международные стандарты, лежащие в основе этих законов, имеют достаточно либеральный характер. Как правило, в индивидуальный перечень разрешается включать все затраты компании, связанные с ее текущей производственно-коммерческой деятельностью. Ограничения незначительны и в основном касаются запрета на включение в издержки «чрезмерных» представительских расходов. 3. После вычета из валового дохода издержек, дополнительных расходов и уплаченных налогов из него вычитают те льготы, которые направлены непосредственно на уменьшение налогооблагаемой прибыли. Заключительный этап связан с решением проблем двойного обложения той части прибыли, которая направляется на выплату дивидендов.

    Огромные льготы имеют фермерские хозяйства, благодаря которым в ряде ситуаций (особенно в засушливые годы) некоторые компании сводят налоговую базу к нулю. После «фермерских» льгот большое внимание уделяется также вопросу льготного обложения индивидуальных инвесторов, вкладывающих средства в малый инновационный бизнес. Заинтересованность государства в их поддержке очевидна. Так, для лиц, ставки подоходного налога которых установлены в размере 28, 31, 36 и 39,6%, фактическая ставка обложения прироста капитала находится на уровне 14%. Для инвесторов, обычная ставка которых равна 15%, реальная составляет только 7,5%. Основная ставка налога на корпорации установлена в размере 34% и вносится по следующей схеме: корпорация уплачивает 15% за первые $50 тыс. налогооблагаемого дохода, 25% — за следующие $25 тыс., свыше $75 тыс. — 34%. Кроме того, на доходы в пределах от $ 100 тыс. до $335 тыс. установлен дополнительный сбор в размере 5%. Ступенчатое налогообложение имеет чрезвычайно важное значение для средних и малых предприятий. Что касается доходов, обеспечиваемых поступлениями от взносов на социальное (social insurance tax), то они имеют тенденцию к росту. Комбинированная ставка для наемных работников и составляет 15,3%. Налоги с наследств и дарений (inheritance and gift taxes) физические лица платят по ставке от 18 до 55% (если стоимость имущества превышает $600 тыс.). Их доля в общем объеме федеральных налоговых поступлений невысока (12%) и имеет тенденцию к снижению за счет повышения значимости этого налога на местном уровне.

    Структура налоговых доходов 50 штатов США существенно отличается от федеративной. В целом собственные поступления составляют приблизительно 80% общих доходов, оставшиеся 20% — это федеральные субсидии (гранты). Доля в общем объеме поступлений налога с продаж (sales tax) достигает 30-40%. Объектом его обложения является стоимость товаров и услуг. Ставки налога устанавливаются штатами и варьируются в диапазоне 48%. Подоходный налог с населения взимается в 44 штатах, в остальных он «переходит» органам . Ставки налога варьируются в диапазоне от 2 до 10%; объекты обложения этим налогом различаются. Но с целью унификации и удобства использования большинство штатов исчисляют свои ставки как определенный процент от базового, федерального, налога. При этом в них имеется своя форма налоговой декларации, а суммы уплаченного налога штата вычитаются при определении обязательств субъектов налогообложения по федеральному налогу.

    Налог на прибыль также взимается почти во всех штатах и не столько имеет фискальную направленность, сколько используется в качестве метода воздействия на экономическую ситуацию. Практически во всех штатах взимается налог на имущество, который уплачивают как физические, так и юридические лица. Ставки налога различаются и варьируются в размерах от 0,5 до 5%. Кроме того, штатами взимается налог на наследство, всевозможные , налог на капитал и лицензионные сборы, а работодатели производят обязательные отчисления на выплату пособий по безработице.

    Наряду со штатами в качестве административных образований в США насчитывается почти 85 тыс. районов, подпадающих под юрисдикцию местных органов власти. Почти все штаты разделены на графства, в них существует примерно 20 тыс. муниципалитетов. Графства, муниципалитеты, тауншипы (специфические территориальные образования) имеют свои органы управления, являющиеся правительствами общего назначения и предоставляющие свои услуги в пределах данной территории. Каждый орган самоуправления может формировать свой собственный бюджет, вводить налоги и реализовывать различные действия по обеспечению поступлений в него.

    Органы местного самоуправления имеют в своем распоряжении сравнительно ограниченное число налоговых источников, во многом однотипных с налогами штатов. Наибольшее значение среди местных налогов принадлежит поимущественному налогу. Налог взимается один раз в год с физических и юридических лиц, владеющих собственностью. Базой для определения этого налога является оценочная стоимость собственности. Почти в половине штатов взимается лестным налог с продаж, являющийся дополнением к одноименному штатному налогу. Доходы от этого налога собираются в штате, а затем возвращаются тому органу местного самоуправления, на территории которого они были получены.

    Налоговая система Канады

    От других федеративных государств Канада отличается более высоким уровнем децентрализации, когда при значительном влиянии федеральных органов власти провинции играют серьезную роль в формировании стратегии национальной экономики. На долю провинций приходится больше половины всех правительственных расходов Канады и функции по обеспечению сферы образования, здравоохранения и социального страхования. Причем тенденция повышения роли провинций продолжает действовать и в последние годы. В целом налоговая система Канады представлена тремя основными уровнями: федеральным (около 50% государственных доходов); провинциальным (около 40%); местным (10%).

    Основу доходов федерального бюджета составляют: подоходный налог с населения, налог на корпорации, налог на товары и услуги, акцизы, таможенные пошлины и взносы в фонды социального страхования. Доходы провинций складываются из: подоходного налога с населения, налога с продаж, налога на прибыли корпораций, акцизов, взносов в фонды социального страхования, налогов на дарение, рентных платежей, различных регистрационных и лицензионных сборов. Основная доля поступлений приходится на подоходный налог и косвенные налоги. Налоговые поступления местных бюджетов состоят из налога на недвижимость и налогов на предпринимательство.

    Налоговая система Канады начала модернизироваться в связи с проведением налоговой в 1987 г. В соответствии с ее положениями в Канаде на федеральном уровне стали действовать три ставки подоходного налога вместо ранее существовавших десяти, а в каждом регионе — свои местные ставки.

    Большое внимание в Канаде уделяется стимулированию деятельности малого бизнеса. Доля мелких фирм (где занято менее 100 лиц наемного труда) достигает 97% от числа всех компаний (услуги, розничная торговля, строительство, наукоемкие отрасли), и к их доходам применяется единая ставка 12%.

    В целом в налоговой системе Канады преобладает прямое налогообложение. Из косвенных налогов наиболее значимы: федеральный налог на товары и услуги по единой ставке 7% и местный налог с продаж. Иногда в провинциях эти два налога объединяются в комбинированной ставке — 15%. Объединенный налог включается в розничные цены. Несмотря на широкие полномочия в сборе налогов, провинции получают поддержку со стороны федерального правительства в форме трансфертов, которые составляют около 28% всех их доходов. Федеральные трансферты провинциям основаны на трех имеющих разные цели и структуры, ключевых программах — «Выравнивание», «Установленное финансирование программ» и «План помощи». По нашему мнению, общая ориентация на децентрализацию оправдывает себя, так как она облегчает адаптацию социальной политики к насущным нуждам населения.

    Налоговая система Швейцарии

    Швейцария — конфедеративное государство, состоящее из конфедерации (центрального штата), 26 кантонов и входящих в них 3 тыс. муниципалитетов. Кантоны являются суверенными административно-территориальными единицами, а степень муниципальной автономии определяется законодательством кантона. В соответствии с принципом швейцарского федерализма в стране существует трехуровневая система налогообложения Определение налоговой юрисдикции регулируется конституцией, согласно положениям, которой ни один из трех органов власти не мешает другим, а бремя, которое несут налогоплательщики, не переходит за экономическую границу обложения. Кантонам, в принципе, разрешено взимать любые виды налогов, кроме тех, сбор которых является эксклюзивной юрисдикцией конфедерации. Они имеют право создавать свое собственное налоговое законодательство. Муниципалитетам, в свою очередь, право собирать свои налоги определяют конституции кантонов.

    Структура налоговых доходов конфедерации во второй половине 1990х гг. выглядела следующим образом: НДС — 29,1%; прямые налоги — 23,6; таможенные пошлины — 14,9; расчетный налог — 10,1; гербовые сборы — 4,5; прочие — 5,5; неналоговые сборы — 12,3%.

    Налог на добавленную стоимость введен в Швейцарии только 1 января 1995 г. (вместо налога с оборота) для унификации с налоговыми системами ЕС. НДС в Швейцарии — это налог на всеобщее пользование и потребление, взимается на всех стадиях производства и распределения с импорта товаров, отечественной сферы услуг и приобретения услуг за границей. По этому налогу существуют три вида ставок: стандартная — 6,5%, специальная — 3% — на услуги в гостиничном секторе и пониженная — 2% — для продуктов и безалкогольных напитков, птицы, рыбы, зерна, медицинских товаров, полиграфической продукции. Таможенные пошлины взимаются как по импортным, так и по экспортным операциям по твердым ставкам.

    Из прямых налогов наибольшее значение имеют подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль и капитал юридических лиц. Подоходный налог с физических лиц платят все лица, осуществляющие прибыльную деятельность в Швейцарии. Максимальная ставка составляет 11,5%. Что касается федерального налога на прибыль, то он является прогрессивным налогом и взимается по трехуровневой шкале. Базовый налог взимается по ставке 3,63%. Максимальная ставка не может превышать 9,8% суммарной прибыли. Налог на капитал является пропорциональным. Он взимается с полученного капитала, а также с запасов, отраженных и не отраженных в балансе. Ставка налога — 0,08% суммы налогооблагаемого капитала.

    Как уже указывалось, кантоны сами формируют свои законодательства, но к началу 2001 г. они должны были привести их в соответствие с Законом о гармонизации налогообложения. Налоги на доходы и чистые активы — периодические налоги, поэтому они должны собираться к определенному моменту времени (фискальному периоду). В кантонах платят также подоходный налог с физических лиц по сумме налогов, исчисленных по базовой федеральной ставке и дополнительным ставкам кантонов и муниципалитетов. Все кантоны взимают налоги с доходов иностранцев, временно работающих в Швейцарии — у «источника». Как физические, так и юридические лица должны платить налог на прирост недвижимой собственности. Физические лица платят налог с лотерей. Все кантоны взимают также налоги с наследств и дарений, а также налог на транспортные средства.

    Таким образом, формированию налоговых систем в рассмотренных федеративных государствах можно дать следующую общую характеристику:

    • Во всех трех государствах субъекты федерации (штаты, провинции, кантоны) имеют высокий уровень самостоятельности в налоговых инициативах.
    • Властные полномочия, обязательства по расходам и права на налоговые доходы имеют хорошее правовое обеспечение и четкое разграничение.
    • Налоги, несущие основную фискальную нагрузку, обычно «повторяются» на всех трех уровнях.
    • Достаточно сложная система налогообложения с часто высоким суммарным уровнем ставок всегда предполагает стимулирующую роль основных налогов, однозначно фискально-конфискационная направленность отсутствует, а реальная величина оценки налогооблагаемого объекта всегда ниже уровня первоначальной.
    • Отсутствие реальных источников налогообложения, необходимых для обеспечения достаточного финансирования расходов, всегда дополняется различными методами финансового выравнивания со стороны федерального органа, что обеспечивает тесную взаимосвязь и взаимообусловленность составных частей государства как единого целого.
    • Во всех государствах ведется постоянная работа в сферах совершенствования теории и практики федерализма, гармонизации налоговых систем.

    При общих закономерностях в каждой стране, безусловно, имеются свои особенности, специфика, которые учитываются при принятии решений по налогообложению.











    Назад | | Вверх

  • Вопросы и ответы юристов
    Карина 24.12.2017
    Случайно наткнулась на отсканированную объяснительную ,написанную якобы от моего имени, где я ,по причине собственной неосторожности, прошу удержать из собственной з.п. 2 370,99 руб .подпись так же не моя. все это было в день увольнения ,тогда же я и получила расчёт (без расчётного листа ) сумма которого была вдвое меньше положенной .в общем вопрос очевиден:что делать?спасибо
    Отвечает юрист Виктория Егорова 24.12.2017

    Здравствуйте Карина.

    Вы вправе обратиться с заявлением в правоохранительные органы для проведения проверки по данному факту.

    Возможны признаки служебного подлога в данных действиях конкретного должностного лица.

    Помимо этого Вы вправе обратиться в суд о взыскании невыплаченной заработной платы, соответственно в суде будет рассматриваться соответствующим образом и данная объяснительная проверяться проводилась ли вообще служебная проверка так как объяснительные даются именно в рамках проверки проводимой работодателем.

    Ольга 12.06.2017
    Здравствуйте. помогите пожалуйста вот с таким вопросом. я беременна. в ноябре 2017 была в отпуске 14дней. в декретный отпуск мне в феврале 2018. могу ли я перед дектным отпуском взять авансом ежегодный оплачиваемый отпуск ? если да. то на сколько дней на 14 или 28???
    Отвечает юрист Ольга Новикова 12.06.2017

    Я работаю у частника (ИП) официально трудоустроили 1 августа 2017 года. И работадатель и отдел кадров утверждают что я могу перед декретном взять только 14 дней.

    Ольга

    Следовательно, первый рабочий год у Вас начался 01.08.2017. За период 01.08.2017-31.07.2018 Вам должно быть предоставлено 28 дней отпуска. Раз 14 Вы уже отгуляли, следовательно, остается еще 14. 

    Отвечает юрист Екатерина Попова 15.10.2016

    Здравствуйте. Можете взять отпуск за весь 2018г., все 28 дней. И вам не могут отказать в этом.​

    Отвечает юрист Владимир Левин 09.07.2018

    Ольга, Вы у частника работаете официально? Если официально, то стоит подать в трудовую инспекцию и суд. Если нет, то обжаловать решение работодателя Вы не сможете.

    Отвечает юрист Егор Кириллов 17.02.2018

    Ольга, здравствуйте. ​Женщина перед отпуском по беременности и родам вправе взять ежегодный оплачиваемый отпуск в полном объеме, однако, на практике обычно дают «заработанные» дни. Но Вы не указали, как давно работаете, поэтому невозможно сказать, когда наступит новый рабочий год и возникнет право на отпуск.

    Ольга 30.05.2017
    Добрый день! подскажите,пожалуйста,могут ли меня уволить после выхода (по исполнению ребенка 3 года ) из декрета в ближайшие мясяцы?
    Отвечает юрист Веста Шелехов 30.05.2017

    Добрый вечер!

    Смотря какое основание. Согласно нормам ТК РФ вы можете иметь преимущественное право оставление на работе (если сокращение штата, например).

    Перечень оснований для увольнения по инициативе работодателя ограничен (ст. 81 ТК РФ). Работодателю необходимо в таких случаях строго соблюдать процедуру, сроки и прочие нюансы.

    В целом, конечно, вы можете быть уволены, как любой другой работник, т.к. вы уже не будете находится в отпуске по уходу за ребенком

    Статьи по теме
    Налогообложение некоммерческих организаций

    Налогообложение некоммерческих организаций, налоги, налогообложение, принципы налогообложения некоммерческих организаций, порядок налогообложения некоммерческих организаций, исчисление налога на прибыль государственными учреждениями, исчисление налога на прибыль муниципальными учреждениями.

    Упрощенная система налогообложения для ооо: как сократить налоговые отчисления?

    Содержание1 Ип на усн 6% – как уменьшить налог на страховые взносы без работников1.1 Нормативная...

    Учет расчетов по налогам

    Учет расчетов по налогам, источники налогов, учет расчетов по налогу на прибыль, налог на добавленную стоимость, расчет налога на имущество, расчеты по местным налогам, учет расчетов по налогам в дорожные фонды, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход, учет налога с продаж.