НАЛОГИ
Главная | Налоги | Направления реформирования налоговой системы

Направления реформирования налоговой системы

» » Направления реформирования налоговой системы

Существующая налоговая система построена на обложении труда. Действительно, прямо или косвенно основная часть налогов взимается пропорционально фонду оплаты труда. В этом и состоит главный парадокс действующей системы налогов. С одной стороны, вклад труда в прирост ВВП не превышает 57%, а с другой — государственная власть пытается до 70% всех налогов получать за счет этого самого угнетенного фактора производства. Выше я уже отмечал, что наша заработная плата является недопустимо низкой, а эксплуатация наемного труда запредельно высокой. Поэтому реально, в нынешних условиях, фонд оплаты труда ну никак не может выступать в качестве налогооблагаемой базы.

Мало того, облагая труд, мы примерно, вдвое увеличиваем издержки производства, делая нашу продукцию излишне дорогой, а, следовательно, неконкурентоспособной по отношению к импортной. Но дело не только в этом. Завышая оценку труда, нынешняя система налогообложения стимулирует предпринимателя не к росту, а к сокращению рабочих мест. В результате, неизбежен рост безработицы, расширение «деклассированного» населения, «бомжизация» страны, увеличение бедности и дальнейший рост поляризации населения по уровню доходов. За этим следует нарастание социально-психологической нагрузки на население, повышение и без того высокой смертности.



Есть у этой проблемы и другая, не менее опасная сторона. Она связана с тем, что нынешняя налогооблагаемая база облегчает нашим монополистам аккумулировать у себя огромную часть неучтенного рентного дохода, его утечку за рубеж. Поэтому, когда мы говорим о противодействии налоговой системы бизнесу, то, прежде всего, имеем ввиду мелкий бизнес и предпринимательство. Именно их в первую очередь «душат» налоги. Конечно, налоги оказывают сдерживающее влияние и на крупный бизнес, в том числе и на наши естественные монополии. Но те из них, которые работают на экспорт, получают солидную компенсацию от государства за счет неучтенной в действующей системе налогов ренты.

Я не устану повторять, что нынешняя система налогов, является сдерживающим фактором для тех производств, которые работают на внутренний рынок, пытаются решать проблему внутреннего спроса, улучшения жизни своих сограждан. И в то же время эта система стимулирует вывоз капитала, коррупцию, является одним из главных источников усиления социальной дифференциации общества. Таким образом, нынешняя налоговая система работает против национального бизнеса, против трудового населения России.

Она — образец чисто фискального подхода к системе налогообложения. Это мертвая система, возвращающая Россию в средневековье. Современное открытое общество, помыслы которого связаны не с прошлым, а с будущим, в рамках такой системы существовать долго не сможет. Нынешняя система налогов адекватна тоталитарной экономике сталинистского толка, но никак не новой экономике России.

Улучшить эту систему за счет внесения в нее ряда поправок и дополнений, чем так усиленно сегодня занимаются наши законодатели, принципиально невозможно. Огромное время и ресурсы, потребовавшиеся на разработку нового Налогового кодекса, в этой связи, следует признать бесполезно потраченными. Надо менять базовые принципы налогообложения. И совершенно для нас не резон, что применяемые в России широко используются в западных экономиках. Уместно было бы напомнить известную у нас поговорку: «Что русскому здорово, то для немца — смерть». Она справедлива и наоборот. За этим стоит народная мудрость, понимание неадекватности базовых условий жизни на Западе и в нашей стране.

В отличие от многих других стран, в России основным источником богатства является природная рента. Правда, это сейчас. В дальнейшем мы, конечно же, должны будем думать о смене наших ориентиров — переходе от природной к интеллектуальной ренте. Но для этого в перспективе мы должны сделать главную свою ставку на научно технический прогресс и развитие наукоемкого сектора. Для этого имеются все необходимые предпосылки и возможности. Но сейчас, в том числе и руководствуясь необходимостью технологической реструктуризации нашей экономики, мы должны, просто обязаны, основной упор в налоговой системе сделать на природную ренту.

Не боясь упрека в повторении уже сказанного, в «самоплагиате», говорю снова и снова: усилия власти должны быть направлены не на малоэффективные изменения величины тех или иных налоговых ставок, а на устранение главного противоречия действующей налоговой системы, на перенесение нагрузки с фонда оплаты труда на ренту.

В принципиальном плане следовало бы поступить так: снять все налоги и начисления с фонда оплаты труда, ликвидировать НДС и перенести тяжесть налогообложения на прибыль, заранее зафиксировав ту ее долю, которая должна перечисляться в бюджет. Сегодня эта доля могла бы быть установлена в пределах 55-60%. Одновременно предусмотреть близкое к 100% перечисление в доход государства ренты от природо-эксплуатирующих отраслей.

Конечно, эта акция потребует пересмотра действующей системы калькулирования и бухгалтерской отчетности, перевода последней на мировую систему счетов. Необходимо обеспечить транспорентность (прозрачность) так называемых комплексных статей себестоимости, исключение из их состава расходов, не имеющих прямой связи с основной производственной деятельностью. Сегодня на их долю приходится не менее трети всех издержек. Прежде всего, это необходимо сделать по отношению к крупным компаниям-монополистам, таким, как; Газпром, РАО ЕЭС, МПС и др.

Расходы этих компаний на офисное и коттеджное строительство, содержание средств массовой информации, на выплаты различного рода представительских и поддержание здоровья управленцев должны погашаться за счет прибыли, остающейся за вычетом налогов. Не вижу никаких нарушений прав акционеров при введении единого нормативного метода учета издержек, лимитирующих непроизводительные расходы компаний. Это нормальный подход к бизнесу, идущий в русле общепринятой мировой практики.

В то же время следует всячески стимулировать инвестиционную активность компаний за счет использования методов ускоренной амортизации, исключения из налогооблагаемой базы расходов, связанных с модернизацией производства, поддержкой научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по основному профилю компании. Для этого целесообразно было бы вернуться к планированию так называемого нормативного (не облагаемого налогами) дохода фирмы. В его состав должны включаться доходы, необходимые для поддержания конкурентного уровня производства. Конечно, это не удастся сделать сразу. Здесь необходим взвешенный поэтапный, но строго целенаправленный подход. Без этого нам не обойтись.











Назад | | Вверх

Вопросы и ответы юристов
Кристина 07.11.2016
Здравствуйте помогите пожалуйста. у меня на работе возникла проблема! я работаю в супермарките, прадовцом. 10.04.2018. пришол агент по данной фирме товара и сняла просрочку на 6000тыс.руб. мне об этом сказали только 24.04.2018. спустя 14дней. я работала с напарницей она пол месяца назад перевелась в другой магазин этой же фирмы. меня сначала по просили написать объяснительную. а вчера сказали что или лишат зарплаты или что надо выкупать этот просроченный товар. подсказите пожалуйста как мне постутить в этой ситуации. куда можно обратиться.
Отвечает юрист Наталья Алексеева 07.11.2016

Подсказите пожалуйста как мне постутить в этой ситуации. Куда можно обратиться.

Кристина

Здравствуйте!

Вы не обязаны выкупать просроченный товар, можете обратиться в прокуратуру или трудовую инспекцию, однако в этом случае возможно работодатель будет недоволен  и отношения с ним испортятся.

Просрочка не относится к случаю материальной ответственности работника.

Статья 238. Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю

Работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.
Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

ст. 238, «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018) {КонсультантПлюс}

Оксана 29.06.2018
Здравствуйте,работаю воспитателем 8 месяцев,паралелльно учусь на него,на 2 курсе,могу ли я считаться молодым специалистом?
Отвечает юрист Елена Фирсенко 29.06.2018

Основные критерии получения статуса молодого специалиста:

1. Возраст не должен превышать 35 лет. В некоторых российских регионах эта цифра равна 30 годам.

2. Наличие соответствующей образовательной базы

Начального образования – лицей или профессиональное техническое училище;
Высшего или среднего профессионального образования, которое было получено по очной системе обучения в образовательном учреждении, имеющем аккредитацию на государственном уровне. Некоторые регионы устанавливают в качестве дополнительного условия обучение на бюджете.
3. После обучения и получения диплома, первая трудовая деятельность должна осуществляться на предприятии бюджетной сферы.

Статьи по теме
Налогообложение некоммерческих организаций

Налогообложение некоммерческих организаций, налоги, налогообложение, принципы налогообложения некоммерческих организаций, порядок налогообложения некоммерческих организаций, исчисление налога на прибыль государственными учреждениями, исчисление налога на прибыль муниципальными учреждениями.

Налоговый вычет на лечение зубов: условия и порядок получения, список медицинский услуг, необходимые документы

Налоговый вычет на лечение зубов в 2018-2019 году: кто имеет право, перечень медицинских услуг, необходимая документация, пример расчета, как получить вычет, особенности процедуры оформления

Упрощенная система налогообложения для ооо: как сократить налоговые отчисления?

Содержание1 Ип на усн 6% – как уменьшить налог на страховые взносы без работников1.1 Нормативная...