ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Главная | Законодательство | Федеральный закон (125 ФЗ) об архивном деле 2018

Федеральный закон об архивном деле

Немного истории

Законодательство об архивном деле в Российской Федерации имеет непростую историю. Первым основополагающим документом в этой области стали Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах, появившиеся в июле 1993 г. С принятием Конституции РФ эти положения устарели и вступили в противоречие с ее требованиями, а также положениями других законодательных актов, касающихся работы с архивами.

Наряду с общими изменениями в российском законодательстве заметные перемены произошли и в практике архивной работы. Они же выявили ряд недостатков в действующем архивном законодательстве. Подготовка нового закона стала необходимостью. Работа над проектом закона продолжалась не один год. стал законодательной базой, на которой сейчас основывается весь процесс организации хранения материалов в архивах. Стоит отметить, что с момента своего издания он претерпел одиннадцать редакций.

Нормы, зафиксированные в последней редакции ФЗ об архивном деле в РФ, обладают правовым приоритетом над другими законодательными актами, касающимися данной сферы деятельности. Поэтому, работая с архивами, следует придерживаться прежде всего его требований.

Что нового внес закон об архивном деле в РФ?

ФЗ-125 об архивном деле в РФ регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других структур, независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в России в интересах граждан, общества и государства.

В законе последовательно раскрываются основные применяемые в нем понятия, такие как:

  • архивное дело и архивный документ;
  • распоряжения по личному составу;
  • документ Архивного фонда РФ;
  • особо ценные и уникальные бумаги;
  • государственный и муниципальный архивы;
  • постоянное, временное и депозитарное хранение документов Архивного фонда РФ, и многие другие.

Документы по личному составу

Большое внимание в Законе уделено правилам хранения документов по личному составу. Так именуются бумаги, отражающие трудовые отношения работника с работодателем (п. 3 ст. 3 Закона N 125-ФЗ).

Их подробный список можно найти в . Это распоряжения, касающиеся:

  • трудоустройства граждан, их перемещению, совмещению, переводу, увольнению;
  • документы по аттестации, повышению квалификации, присвоению званий ;
  • по изменению фамилии, имени или отчества сотрудника;
  • по награждению;
  • по оплате труда, премированию, различным выплатам;
  • по всем видам отпусков трудящихся с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда, отпусков по уходу за ребенком, отпусков без сохранения заработной платы;
  • по дежурствам по профилю основной деятельности;
  • по длительным внутрироссийским и зарубежным командировкам, командировкам для работников с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда.

Бумаги, образующиеся в результате деятельности предприятия, составляют документальный фонд. По возможности, работодатель может организовать при своем предприятии архив, который будет обеспечивать правильное хранение всех документов.

Сроки хранения

Уточнен минимальный по личному составу. Архивное законодательство предписывает хранить их, в том числе в коммерческих организациях, в зависимости от даты их создания:

  • распоряжения, созданные до 2003 г., - не менее 75 лет со дня создания;
  • бумаги, созданные начиная с 2003 г., - не менее 50 лет со дня создания.
  • документы по личному составу, образовавшиеся в связи с прохождением гражданами государственной службы, не являющейся государственной гражданской службой, хранятся с момента поступления и до истечения 75 лет с даты прекращения госслужбы с проведением экспертизы ценности распоряжений по прошествии указанного срока хранения.

В случае ликвидации или банкротства организации документы по личному составу, а также бумаги, сроки временного хранения которых не истекли, по договору передаются на хранение в государственный или муниципальный архив (п. 4.1 Правил).

Ответственность работодателя

Согласно ст. 27 Закона, юридические лица, а также должностные лица и граждане, не соблюдающие его положения, несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.

В случае непередачи кадровых бумаг в архив при ликвидации существует возможность привлечения членов ликвидационной комиссии к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 325 УК РФ за сокрытие (уничтожение) официальных документов, если будет доказана их корыстная или личная в этом заинтересованность

Административная ответственность за нарушение законодательства о хранении документов предусмотрена статьями 13.20, 13.25 КоАП РФ.

Статья 13.20 КоАП РФ является общей нормой, и устанавливает ответственность в виде штрафа в размере до 500 рублей.

Статьей 13.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность организации за неисполнение обязанности по хранению бумаг в течение сроков, установленных соответственно законодательством об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. В этом случае штраф может достигать 300 000 рублей.

Вопросы и ответы юристов
Василий Сергеевич 12.11.2018
Кодекс профессиональной этики врача российской федерации, принят первым национальным съездом врачей российской федерации 05.10.2012). какую юридическую силу он имеет? например, согласно федеральному закону от 14.03.2002 n 30-фз "об органах судейского сообщества в российской федерации" статья 6. всероссийский съезд судей 1. всероссийский съезд судей (далее также - съезд) является высшим органом судейского сообщества. съезд правомочен принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий, а также правомочен утверждать кодекс судейской этики и акты, регулирующие деятельность судейского сообщества. решения съезда принимаются простым большинством голосов, если съездом не устанавливается иной порядок принятия решений. тут все понятно, уполномоченный федеральным законом орган. вопросов нет. та же история с кодексом профессиональной этики адвоката. его тоже принимает уполномоченный федеральным законом орган. федеральный закон от 31.05.2002 n 63-фз (ред. от 29.07.2017) "об адвокатской деятельности и адвокатуре в российской федерации" статья 36. всероссийский съезд адвокатов 1. высшим органом федеральной палаты адвокатов является всероссийский съезд адвокатов. съезд созывается не реже одного раза в два года. съезд считается правомочным, если в его работе принимают участие представители не менее двух третей адвокатских палат субъектов российской федерации. адвокатские палаты имеют равные права и равное представительство на съезде. каждая адвокатская палата независимо от количества ее представителей при принятии решений имеет один голос. 2. всероссийский съезд адвокатов: 1) принимает устав федеральной палаты адвокатов и утверждает внесение в него изменений и дополнений; 2) принимает кодекс профессиональной этики адвоката, утверждает внесение в него изменений и дополнений; а как быть с кодексом профессиональной этики врача российской федерации? что это за всероссийский съезд врачей, какие у него полномочия, где они закреплены? и можно ли вменить нарушение положений данного кодекса в качестве основы дисциплинарного проступка? как проследить его легитимность? какие органы уполномочены решать, имеет ли место нарушение положений данного кодекса?
Отвечает юрист Роман Мельников 12.11.2018

Василий Сергеевич, здравствуйте!

Несмотря, на рекомендательный характер Кодекса проф.этики врача РФ, он применяется в судебной практике по дисциплинарным проступкам.

Согласно материалам сайта brace-lf.com:

Действующий Кодекс профессиональной этики врача Российской Федерации от 5 октября 2012 г. (далее – Кодекс этики врача) был принят Первым национальным съездом врачей Российской Федерации. Приказом Министерства здравоохранения РФ № 62 от 3 августа 2012 г. был утвержден состав организационного комитета, перечень вопросов, вынесенных на обсуждение. Наряду с иными вопросами был обсужден и принят по разработке Некоммерческого партнерства «Национальная Медицинская Палата» Кодекс этики врача. Несмотря на то, что Национальный Съезд врачей был инициирован Министерством здравоохранения РФ, принятый на нем кодекс этики не был утвержден подзаконным актом Министерства здравоохранения России или Правительством РФ и, следовательно, не был зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ в соответствии с Указом Президента РФ № 769 от 23 мая 1996 г. и Приказом Министерства юстиции РФ № 88 от 4 мая 2007 г., что свидетельствует о рекомендательном характере принятого Кодекса этики врача. При этом, акт принимался посредством интерактивного голосования участниками Первого Национального Съезда врачей Российской Федерации, которые могли после принятия Кодекса этики врача в течение недели направлять в редакционную комиссию Министерства здравоохранения РФ замечания и предложения относительно текста документа. Также в преамбуле Кодекса этики врача указано: «Положения настоящего Кодекса обязательны для врачей, выполняющих свои профессиональные функции, а также для студентов высших медицинских учебных заведений, временно замещающих врача или ассистирующих врачу». В тексте Кодекса этики врача отмечается, что документ прошел экспертизу в Правовом департаменте Министерства здравоохранения РФ.

Тем не менее, НП «Национальная Медицинская Палата» не обладает правом законодательной инициативы (ст. 104 Конституции РФ), а нормативные акты, принятые или утвержденные иными лицами, не обеспечиваются государственным принуждением и не являются правовыми, а носят лишь рекомендательный характер.

Необходимость правового акта, регламентирующего морально-этическое поведение медицинских работников, обусловлена ФЗ № 323 от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья  граждан в Российской Федерации». Согласно ст. 6 названного нормативного правового акта одним из способов обеспечения приоритета интересов пациента является соблюдение этических и моральных норм. Также ч. 1 ст. 73 названного нормативного правового акта регламентировано обязательное соблюдение медицинскими и фармацевтическими работниками принципов медицинской этики и деонтологии при осуществлении деятельности. ФЗ № 323 от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья  граждан в Российской Федерации» не отсылает к  правовому акту, содержащему принципы медицинской этики и деонтологии, и не закрепляет их в самом Федеральном законе.

При этом судебная практика свидетельствует о широком применении Кодекса этики врача при разрешении вопроса о соблюдении принципов медицинской этики и деонтологии. Интересным представляется гражданское дело, в котором истец – медицинский работник оспаривал наложенное работодателем дисциплинарное взыскание. Основанием привлечения к ответственности послужило нарушение должностной инструкции, выразившееся в невыполнении норм медицинской этики и деонтологии. Суд в мотивировочной части решения руководствовался не нормами трудового законодательства о соблюдении должностной инструкции, а Кодексом этики врача. Также суд отметил, что «требования по соблюдению медицинской этики и деонтологии закреплены в Кодексе профессиональной этики врача Российской Федерации от 05.10.2012 г.» (Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 6 февраля 2015 г. по делу № 2-321/2015). Кировский городской суд в решении от 24 марта 2015 г. по делу № 2-949/2015 прямо указал, что «обязанность по соблюдению норм медицинской этики возложена на врачей законом и принятым в соответствии с ним Кодексом профессиональной этики врача Российской Федерации». Санкт-Петербургский городской суд также считает соблюдение Кодекса этики врача обязательным для всех врачей: « ……истец является врачом и обязана была соблюдать Кодекс профессиональной этики врача Российской Федерации» (Определение Санкт-Петербургского городского суда от 22 марта 2016 г. по делу № 33-5660/2016). Суды общей юрисдикции руководствуются Кодексом этики врача в качестве акта, регламентирующего этическое поведение врачей, несмотря на его неправовой характер.

С уважением, 

Дмитрий 

Отвечает юрист Максим Куликов 02.11.2018

Добрый день.

Вы забыли ещё упомянуть Моральный кодекс строителя коммунизма. Никакой юридической силы сей документ иметь не может. Едва лишь как сборник моральных норм для привлечения врачей к дисциплинарной ответственности, выражающий мнение профессионального сообщество на должное поведение врачей. Потому считаю место данного сборника где между локальными актами профсоюзного органа и ведомственных приказов Минздрава

Иван 01.04.2017
Работаю в больнице в отделе кадров. к сожалению заразы много, особенно больных орви и гриппом. по больнице был приказ - поставить всем прививки. но часть нерадивых работников этого не сделали. отказы от прививки подписывать не хотят. на конкретном примере - есть пара сисадминов. работают в серверной, без выхода к врачам. с утра прошли по больнице, зашли к себе в серверную. а вечером вышли. но всё же иногда к ним заходят врачи. возможно отстранить этих людей от работы в случае эпидемии? ведь заразится крайне просто, особенно в нашей больнице. поискал документы. есть постановление правительства рф от 15 июля 1999 г. n 825...утверждает перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания. и там: 9. работы с больными инфекционными заболеваниями. и есть федеральный закон от 17 сентября 1998 г. n 157-фз "об иммунопрофилактике инфекционных болезней" и там: отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным правительством российской федерации федеральным органом исполнительной власти. но они не врачи. на них это распространяется? их можно отстранить от работы?
Отвечает юрист Максим Куликов 01.04.2017

Добрый день, Иван!

Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»

Этот закон утратил силу. Вы не там информацию ищете на самом деле. Статью 76 Трудового кодекса РФ в действующей редакции откройте. Там все основания для отстранения работников от работы. Честно говоря, в описанной Вами ситуации я не вижу оснований для отстранения указанных работников.

С уважением!

Ирина 17.01.2018
Здравствуйте! ситуация следующая: я являлась членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. на работе у нас проводилось сокращение. согласно фз "об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской федерации (федеральный закон от 12.06.2002 № 67−фз) : статья 29, п. 19 член комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий не может быть уволен с работы по инициативе работодателя. так вот, меня вынудили написать заявление в территориальную избирательную комиссию с просьбой об исключении из состава комиссии. в каком-то шоковом состоянии я написала это заявление, а на следующий день узнала, что уже подписано распоряжение о моем сокращении на работе. могу ли я в течение 10 дней отозвать свое заявление из территориальной избирательной комиссии с формулировкой, что прежнее заявление написано под давлением? восстановят ли меня в комиссии и смогут ли тогда анулировать распоряжение о сокращении? или ничего не писать, а сразу идти в прокуратуру? с уважением, ирина, 12.06.2018 г.
Отвечает юрист Алексей Воронов 17.01.2018

Здравствуйте, Ирина!

Вы спрашиваете:

Как поступить, если подано заявление под давлением об исключении из состава комиссии?

То, что заявление Вами подано под давлением — это Ваши утверждения (слова). Вы даже здесь, в своем вопросе не пишете, в какой форме было оказано это давление и насколько он было сильным, что Вы написали собственноручно заявление в территориальную избирательную комиссию с просьбой об исключении из состава комиссии. Проблема эта, как правило, очень трудно доказуема. Обратитесь лучше в органы прокуратуры и попросите тщательно проверить проблему. Если по результатам проверки будет установлен факт оказанного давления, можете потребовать восстановления на работе.

Ирина 09.07.2018
Здравствуйте! с первого января 2018 года вышел федеральный закон об увеличении мрота 9.489 но мой работодатель отказывается его выплачивать.было заявление, ответ пришёл в нашу пользу ))) но тем не менее всё остаётся по прежнему.
Отвечает юрист Алексей Яковлев 09.07.2018

Исполняется — незамедлительно, срок на ответ — 30 дней, если не исполнят то КОАП РФ 

Статья 17.7. Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении
 

Умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 05.04.2013 N 58-ФЗ, от 22.12.2014 N 434-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Примечание. Положения настоящей статьи не распространяются на урегулированные уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации отношения, связанные с осуществлением прокурором надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Элеонора 15.03.2016
Действует ли федеральный закон №181 "об основах охраны труда в рф" от 1999 г. если нет, то чем руководствоваться?
Отвечает юрист Владимир Морозов 15.03.2016

Добрый день, Элеонора!

Данный документ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (подпункт 11 пункта 2 статьи 2), однако согласно статье 423 Трудового кодекса РФ​ применялся в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ.

Статья 423. Применение законов и иных нормативных правовых актов

Впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

Изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

​​​​

Отвечает юрист Пётр Данилов 26.08.2017

Здравствуйте, данный закон утратил силу, необходимо рководствоваться ​разделом 10 ТК РФ «Охрана труда».

С уважением, Екатерина.

Отвечает юрист Олег Гусев 23.08.2017

Здравствуйте, Элеонора!

Теперь вам следует руководствоваться положениями Трудового кодекса РФ, так как указанным коллегой Федеральным законом № 90-ФЗ в ТК РФ были внесены соответствующие изменения.

Люда 04.10.2017
1. в трудовую книжку не сделана запись о 18 годах военной службы по контракту (отказали в ок при увольнении из в/ч, а также отказ от нового работодателя бюджетного вуза). 2. работодатель бюджетного вуза не платит за стаж работы и стаж по специальности в соответствии с п.3 ст.10 и п.5 ст. 23 фз "о статусе военнослужащих", ссылаясь на то, что в положении вуза об оплате данные надбавки отсутсвуют. с каких пор федеральный закон стал ниже по юридической силе чем положение об оплате бюджетного вуза? спасибо!
Отвечает юрист Слава Сидоренко 04.10.2017

18 годах военной службы по контракту (отказали в ОК при увольнении из в/ч На каком основании??

Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 г. № 2003 г. предусмотрена запись по месту работы времени прохождения службы (Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе. )

Вам необходимо обратиться в военкомат по данному вопросу.

а также отказ от нового работодателя бюджетного вуза… он и не имеет право вносить в книжку запись о Вашей службе…

Статьи по теме
Самые важные изменения в трудовом законодательстве в 2019 году

Следующий год принесет работодателям новые хлопоты и проблемы. Уже пора уравнивать заработные платы с новым федеральным МРОТ, составлять графики отпусков с учетом новых льготных категорий, обновлять статистические формы и документы, которые выдают сотрудникам при их обращении. Расскажем, что еще приготовили законодатели и как действовать работодателям.

Правовое регулирование трудовых отношений в европе и центральной азии: руководство к рекомендации № 198

Е. Герасимова, Н. Лютов, Д. Черняева Департамент управления и трипартизма Международного бюро труда, Женева, Европейская сеть трудового права (Europea...

Работодатели в мот пытаются оспорить право на забастовку

Джеффри Вогт, юридический советник Международной конфедерации профсоюзов (МКП) Оригинал статьи находится на сайте Глобальная трудовая колонка,&nbs...