Консультации
Главная | Консультации юристов | Имеется ли конфликт интересов и законно ли увольнение?

Имеется ли конфликт интересов и законно ли увольнение?

Александр 05.09.2016
Здравствуйте! являюсь таможенником, женился пару месяцев назад, после чего отстранили от должности и начали проверку по указу президента №1065, как выяснилось в ходе проверки у моей жены мать является бухгалтером на предприятии, у которого я проводил таможенный контроль по отношению к товарам, и в результате не подал уведомление о возможном конфликте интересов, комиссия большинством проголосовала за увольнение, в итоге уволили, подал иск в суд, но проиграл, почему не понятно. во первых с матерью супруги не общались и о месте ее работы я не знал, во вторых когда проводил контроль товаров организации в которой она бухгалтер, то с ней никогда по работе не пересекался. неужели в данной ситуации я действительно не прав, и уволили меня законно?
Отвечает юрист Данил Петров 05.09.2016

Добрый день, Александр!

Ситуация конечно не очень позитивная в плане обжалования. Дело в том, что ФЗ №79 от 27.07.2004 указывает на два основания для применения санкций:

1. предусмотрено ст. 59.1 

За несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) предупреждение о неполном должностном соответствии

2. предусмотрено 59.2 (которую применили к Вам)

1. Гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:
1) непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

То есть, при приёме на работу Вас ознакомили с правилами по противодействию коррупции и Вы при выполнении своих обязанностей самостоятельно должны были уведомить о наличие личной заинтересованности начальника таможенного органа в письменной форме (что сделано не было).

На этот счёт имеется судебная практика, которую обобщил Верховный суд (и встал не на Вашу сторону) приведу выдержку

Обзор
практики применения судами в 2014–2016 годах законодательства
Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с
наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований
законодательства о противодействии коррупции 

М. полагал, что конфликт интересов не возникал, поскольку исполнение им обязанностей члена комиссии по проведению аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, в котором принимала участие его супруга, не могло повлиять на результаты аукциона. По результатам аукциона победителем был признан другой участник, а не его супруга. 

Обязанность муниципального служащего уведомить представителя
нанимателя (работодателя) о возникшем конфликте интересов или о
возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно,
закреплена также в части 2 статьи 11 Федерального закона
«О противодействии коррупции»

Довод истца об отсутствии конфликта интересов суд нашел
несостоятельным, указав, что в силу части 2 статьи 141 Федерального закона
«О муниципальной службе в Российской Федерации» и исходя из части 2
статьи 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» под личной
заинтересованностью на муниципальной службе понимается возможность
получения в том числе состоящими с муниципальным служащим в близком
родстве или свойстве лицами доходов в виде денег, иного имущества,
имущественных прав. В случае признания супруги истца победителем
аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с ней
был бы заключен соответствующий договор, на основании которого у
супруги истца возникли бы имущественные права на земельный участок.
Следовательно, при данных обстоятельствах имела место личная
заинтересованность М.
То обстоятельство, что супруга истца не была признана победителем
аукциона, правового значения не имеет
, поскольку, как следует из части 1
статьи 10 Федерального закона «О противодействии коррупции», под
конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная
заинтересованность
(прямая или косвенная) муниципального служащего не
только влияет, но и может повлиять на надлежащее, объективное и
беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей.

Суд делает акцент на близком родстве. Согласно ст. 5 УПК

3) близкие лица — иные, за исключением близких родственников и родственников, лица, состоящие в свойстве с потерпевшим, свидетелем, а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги потерпевшему, свидетелю в силу сложившихся личных отношений;
4) близкие родственники — супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки;

Конечно надо смотреть на Ваши документы: решение, приказ. Но само правонарушение носит формальный характер: является близким лицом, при выполнение Вами служебной обязанности и вы не подали уведомление — то увольнение. 

Нужно смотреть на ситуации детально: когда вы вступили в брак? когда тёща заняла эту должность или устроилась на работу? проведена ли проверка в период брака?

Отвечает юрист Мария Козлова 05.11.2018

Здравствуйте, Александр!

я действительно не прав, и уволили меня законно?

Вот однозначно на данный вопрос ответить сложно не видя решение суда и заключение комиссии по конфликту интересов. В целом, такое может быть и не обязательно личное общение с матерью супруги и т.д.

Под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимаетсяситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов,влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
2. В настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Если есть возможность, выложите сканы решения суда и заключения комиссии, личные данные можете скрыть.

Из <Письма> ФТС России от 24.12.2012 N 10-95/63891
«О направлении памятки должностным лицам таможенных органов Российской Федерации» (вместе с «Памяткой должностным лицам таможенных органов Российской Федерации о типовых ситуациях конфликта интересов на службе в таможенных органах Российской Федерации и порядке их урегулирования»)

Частью 4 статьи 1 Федерального закона N 273-ФЗ установлено, что функции государственного, муниципального (административного) управления организацией представляют собой полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.
К функциям государственного управления относятся направления:
— размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для таможенных нужд, в том числе участие в работе комиссии по размещению заказов;
— осуществление надзора и контроля;
— подготовка и принятие решений о возврате или зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
— проведение государственной экспертизы и выдача заключений;
— представление в судебных органах прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;
— возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования;
— участие государственного служащего в осуществлении оперативно-розыскной деятельности, а также деятельности, связанной с предварительным следствием и дознанием по уголовным делам.
Необходимо отметить, что в целях установления единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в государственном секторе, принят Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ, в соответствии с которым ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом N 273-ФЗ и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона N 79-ФЗ, распространяются на иные виды государственной службы.
В основе организации работы по урегулированию конфликта интересов на государственной службе лежит обеспечение исполнения государственными служащими обязанностей, предусмотренных статьей 11 Федерального закона N 273-ФЗ.