Консультации
Главная | Консультации юристов | Как правильно оформить на работу удаленного сотрудника из Республики Беларусь?

Как правильно оформить на работу удаленного сотрудника из республики беларусь?

Алексей 02.10.2017
Добрый день. у нас ип зарегистрировано в городе ярославль. мы хотим принять на работу удаленного сотрудника из республики беларусь. сотрудник будет работать и проживать у себя в республики и не собирается жить в россии. вопрос: какие органы необходимо уведомить при приеме на работу нерезидента, который не находится и не проживает на территории рф? в различных статьх пишут, что: особая ситуация – удаленная работа, когда белорусский гражданин не покидает свою страну. если вы нанимаете сотрудника на удаленную работу, информировать об этом главное управление по вопросам миграции мвд россии (ст. 20 закона от 18 июля 2006 г. no 109-фз и письмо от 25 ноября 2016 г. no 20/16199) не нужно. источник: https://www.pro-personal.ru/article/1097669-17-m10-priem-na-rabotu-grajdan-belorussii-poshagovaya-instruktsiya при этом при не уведомлении гу по вопросам миграции мдв россии существуют громадные штрафы до 800 000 рублей
Отвечает юрист Ольга Новикова 02.10.2017

Добрый день, Алексей!

При трудоустройстве в российские организации граждане Беларуси приравниваются к гражданам России. Из ст. 7 Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией от 25.12.1998 «О равных правах граждан» следует, что гражданам Республики Беларусь и Российской Федерации обеспечиваются равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территории Республики Беларусь и Российской Федерации. 

В п. 1 Решения Высшего совета сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» установлено, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.

Таким образом, получать разрешение на работу в соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 115-ФЗ) данный работник не должен. А работодатель освобождается от обязанности подавать сведения в территориальный отдел Федеральной миграционной службы и орган, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ, как он обязан сообщать в отношении всех остальных граждан стран СНГ, въезжающих на территорию РФ в безвизовом режиме, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года (п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ).

Если работник, принимаемый на должность представителя в Беларуси, является гражданином Беларуси и постоянно находится в данной стране, а все документы о приеме на работу были подписаны удаленно либо на территории Беларуси, то есть работник не пересекал границу Российской Федерации и во время работы не приезжает на территорию России, то на его работодателя также не распространяется порядок уведомления о прибытии работника в отдел миграции МВД РФ, установленный ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ. 

Отвечает юрист Дмитрий Сидоров 09.09.2018

Добрый день, Алексей!

При трудоустройстве в российские организации граждане Беларуси приравниваются к гражданам России. Из ст. 7 Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией от 25.12.1998 «О равных правах граждан» следует, что гражданам Республики Беларусь и Российской Федерации обеспечиваются равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территории Республики Беларусь и Российской Федерации. 

В п. 1 Решения Высшего совета сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» установлено, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.

Таким образом, получать разрешение на работу в соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 115-ФЗ) данный работник не должен. А работодатель освобождается от обязанности подавать сведения в территориальный отдел Федеральной миграционной службы и орган, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ, как он обязан сообщать в отношении всех остальных граждан стран СНГ, въезжающих на территорию РФ в безвизовом режиме, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года (п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ).

Если работник, принимаемый на должность представителя в Беларуси, является гражданином Беларуси и постоянно находится в данной стране, а все документы о приеме на работу были подписаны удаленно либо на территории Беларуси, то есть работник не пересекал границу Российской Федерации и во время работы не приезжает на территорию России, то на его работодателя также не распространяется порядок уведомления о прибытии работника в отдел миграции МВД РФ, установленный ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ. 

Отвечает юрист Никита Бирюков 17.12.2016

Здравствуйте, Алексей!

Даже если бы вы принимали гражданина РБ не удаленно, уведомлять органы миграционного контроля вам не пришлось, поскольку

 Согласно п. 1 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 предусмотрено, что

действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в РФ и граждан РФ в Республике Беларусь не применяется.

Еще хотелось бы дополнить, что так как ваш работник будет проживать и работать за пределами РФ вы не сможете обеспечить для него безопасные условия труда., как того требует ст. 312.3 ТК РФ

В целях обеспечения безопасных условий и охраны труда дистанционных работников работодатель исполняет обязанности, предусмотренные абзацами семнадцатым, двадцатым и двадцать первым части второй статьи 212 настоящего Кодекса, а также осуществляет ознакомление дистанционных работников с требованиями охраны труда при работе с оборудованием и средствами, рекомендованными или предоставленными работодателем.
Поэтому рекомендуется заключить с таким работником договор гражданского-правового характера, на что в частности указывается в Письме Минтруда России от 27.07.2016 N 17-3/В-292

Вместе с тем, учитывая положения статьи 312.3 Трудового кодекса об обязанности работодателя обеспечить безопасные условия и охрану труда дистанционных работников, а также положения статьи 13 Трудового кодекса о том, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют только на территории Российской Федерации, обеспечение работодателем безопасных условий труда для дистанционных работников, работающих за пределами Российской Федерации, не представляется возможным.

Следовательно, Трудовой кодекс не предусматривает возможность заключения трудового договора о дистанционной работе с иностранным гражданином, проживающим и осуществляющим трудовую деятельность за пределами территории Российской Федерации.

Таким образом, по нашему мнению, сотрудничество с такими гражданами следует осуществлять в рамках гражданско-правовых отношений.


При этом в соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» выплаты и иные вознаграждения, начисленные российской организацией в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории Российской Федерации в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, не являются объектом обложения страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды.

Отвечает юрист Матвей Гончаров 17.03.2017

Здравствуйте, Алексей!

Даже если бы вы принимали гражданина РБ не удаленно, уведомлять органы миграционного контроля вам не пришлось, поскольку

 Согласно п. 1 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 предусмотрено, что

действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в РФ и граждан РФ в Республике Беларусь не применяется.

Еще хотелось бы дополнить, что так как ваш работник будет проживать и работать за пределами РФ вы не сможете обеспечить для него безопасные условия труда., как того требует ст. 312.3 ТК РФ

В целях обеспечения безопасных условий и охраны труда дистанционных работников работодатель исполняет обязанности, предусмотренные абзацами семнадцатым, двадцатым и двадцать первым части второй статьи 212 настоящего Кодекса, а также осуществляет ознакомление дистанционных работников с требованиями охраны труда при работе с оборудованием и средствами, рекомендованными или предоставленными работодателем.
Поэтому рекомендуется заключить с таким работником договор гражданского-правового характера, на что в частности указывается в Письме Минтруда России от 27.07.2016 N 17-3/В-292

Вместе с тем, учитывая положения статьи 312.3 Трудового кодекса об обязанности работодателя обеспечить безопасные условия и охрану труда дистанционных работников, а также положения статьи 13 Трудового кодекса о том, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют только на территории Российской Федерации, обеспечение работодателем безопасных условий труда для дистанционных работников, работающих за пределами Российской Федерации, не представляется возможным.

Следовательно, Трудовой кодекс не предусматривает возможность заключения трудового договора о дистанционной работе с иностранным гражданином, проживающим и осуществляющим трудовую деятельность за пределами территории Российской Федерации.

Таким образом, по нашему мнению, сотрудничество с такими гражданами следует осуществлять в рамках гражданско-правовых отношений.


При этом в соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» выплаты и иные вознаграждения, начисленные российской организацией в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории Российской Федерации в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, не являются объектом обложения страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды.

Отвечает юрист Роман Коновалов 26.08.2017

Здравствуйте Алексей.

Речь идет о работнике. который не будет находиться на территории РФ, т.е. дистанционной работе, а в данном случае уведомлять МВД РФ не нужно исходя из положений действующего федерального законодательства

Иностранный работник дистанционно. Нужно ли уведомлять миграционную службу?


Вопрос


Необходимо ли организации направлять уведомление в Управление по вопросам миграции о заключении гражданско-правового договора с гражданином Казахстана, если он свою деятельность будет осуществлять в Казахстане, без въезда на территорию РФ?


Ответ

Иностранцы, не находящиеся на территории России, под действие Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» не подпадают, следовательно, уведомлять Главное управление по вопросам миграции МВД России о приеме на работу иностранного работника работодателю тоже не нужно.

Обоснование

Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее- Закона N 115-ФЗ) настоящий Федеральный закон определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Закона N 115-ФЗ работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Иностранцы, не находящиеся на территории России, под действие Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» не подпадают, следовательно, уведомлять Главное управление по вопросам миграции МВД России о приеме на работу иностранного работника работодателю тоже не нужно.

https://www.ascon-spb.ru/novos...

Что касается порядка оформления трудовых правоотношений, то они регулируются следующими положениями законодательства:

Статья 312.1. Общие положения Статья 312.2. Особенности заключения и изменения условий трудового договора о дистанционной работе Статья 312.3. Особенности организации и охраны труда дистанционных работников Статья 312.4. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха дистанционного работника Статья 312.5. Особенности прекращения трудового договора о дистанционной работе

Также обратить внимание на следующие вопросы касающиеся дистанционных работников:

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 24 мая 2013 г. N 03-02-07/1/18634 О постановке на учет в налоговых органах по месту осуществления деятельности - http://www.garant.ru/products/...

Письмо Минфина РФ от 26 марта 2014 г. N 03-02-07/1/13157 - http://taxpravo.ru/zakonodatel...

НК РФ подпункт 6 части 3 Статья 208. Доходы от источников в Российской Федерации и доходы от источников за пределами Российской Федерации — http://www.consultant.ru/docum...

Отвечает юрист Вадим Маслов 27.11.2017

Здравствуйте Алексей.

Речь идет о работнике. который не будет находиться на территории РФ, т.е. дистанционной работе, а в данном случае уведомлять МВД РФ не нужно исходя из положений действующего федерального законодательства

Иностранный работник дистанционно. Нужно ли уведомлять миграционную службу?


Вопрос


Необходимо ли организации направлять уведомление в Управление по вопросам миграции о заключении гражданско-правового договора с гражданином Казахстана, если он свою деятельность будет осуществлять в Казахстане, без въезда на территорию РФ?


Ответ

Иностранцы, не находящиеся на территории России, под действие Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» не подпадают, следовательно, уведомлять Главное управление по вопросам миграции МВД России о приеме на работу иностранного работника работодателю тоже не нужно.

Обоснование

Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее- Закона N 115-ФЗ) настоящий Федеральный закон определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Закона N 115-ФЗ работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Иностранцы, не находящиеся на территории России, под действие Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» не подпадают, следовательно, уведомлять Главное управление по вопросам миграции МВД России о приеме на работу иностранного работника работодателю тоже не нужно.

https://www.ascon-spb.ru/novos...

Что касается порядка оформления трудовых правоотношений, то они регулируются следующими положениями законодательства:

Статья 312.1. Общие положения Статья 312.2. Особенности заключения и изменения условий трудового договора о дистанционной работе Статья 312.3. Особенности организации и охраны труда дистанционных работников Статья 312.4. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха дистанционного работника Статья 312.5. Особенности прекращения трудового договора о дистанционной работе

Также обратить внимание на следующие вопросы касающиеся дистанционных работников:

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 24 мая 2013 г. N 03-02-07/1/18634 О постановке на учет в налоговых органах по месту осуществления деятельности - http://www.garant.ru/products/...

Письмо Минфина РФ от 26 марта 2014 г. N 03-02-07/1/13157 - http://taxpravo.ru/zakonodatel...

НК РФ подпункт 6 части 3 Статья 208. Доходы от источников в Российской Федерации и доходы от источников за пределами Российской Федерации — http://www.consultant.ru/docum...

Отвечает юрист Олег Новиков 17.03.2016

Здравствуйте Алексей. граждане Беларуси принимается на работу в России, наравне с гражданами РФ 

Какие органы необходимо уведомить при приеме на работу нерезидента, который не находится и не проживает на территории РФ?

Алексей

Не нужно уведомить УВМ МВД о принятии  на работу иностранного работника, хоть  в России, хоть удаленно согласно 

Решению Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий»

 
ВЫСШИЙ СОВЕТ СООБЩЕСТВА БЕЛАРУСИ И РОССИИ
 
РЕШЕНИЕ
от 22 июня 1996 г. N 4
 
О РАВНЫХ ПРАВАХ
ГРАЖДАН НА ТРУДОУСТРОЙСТВО, ОПЛАТУ ТРУДА И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ
ДРУГИХ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ГАРАНТИЙ

 
В целях обеспечения гражданам Республики Беларусь и Российской Федерации равных прав на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий Высший Совет Сообщества Беларуси и России постановляет:
1. Установить, что действующий на основе национального законодательства  регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.
Документы, выданные в Республике Беларусь и Российской Федерации для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий их граждан, или их копии, заверенные в установленном порядке, признаются без легализации.

и эту позицию подтвердил Верховный Суд РФ 

Постановлением Верховного Суда РФ от 30 мая 2017 г. N 78-АД17-19

" Суд отменил принятые ранее судебные постановления и прекратил производство по делу о привлечении общества к административной ответственности в связи с отсутствием события административного правонарушения" 

Отвечает юрист Дмитрий Никифоров 21.07.2018

Здравствуйте Алексей. граждане Беларуси принимается на работу в России, наравне с гражданами РФ 

Какие органы необходимо уведомить при приеме на работу нерезидента, который не находится и не проживает на территории РФ?

Алексей

Не нужно уведомить УВМ МВД о принятии  на работу иностранного работника, хоть  в России, хоть удаленно согласно 

Решению Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий»

 
ВЫСШИЙ СОВЕТ СООБЩЕСТВА БЕЛАРУСИ И РОССИИ
 
РЕШЕНИЕ
от 22 июня 1996 г. N 4
 
О РАВНЫХ ПРАВАХ
ГРАЖДАН НА ТРУДОУСТРОЙСТВО, ОПЛАТУ ТРУДА И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ
ДРУГИХ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ГАРАНТИЙ

 
В целях обеспечения гражданам Республики Беларусь и Российской Федерации равных прав на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий Высший Совет Сообщества Беларуси и России постановляет:
1. Установить, что действующий на основе национального законодательства  регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.
Документы, выданные в Республике Беларусь и Российской Федерации для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий их граждан, или их копии, заверенные в установленном порядке, признаются без легализации.

и эту позицию подтвердил Верховный Суд РФ 

Постановлением Верховного Суда РФ от 30 мая 2017 г. N 78-АД17-19

" Суд отменил принятые ранее судебные постановления и прекратил производство по делу о привлечении общества к административной ответственности в связи с отсутствием события административного правонарушения"