ПЕРСОНАЛ
Главная | Персонал | С 1 января 2014 г. введена специальная оценка условий труда

С 1 января 2014 г. введена специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда направлена на выявление вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, при наличии – их измерение, с целью предоставления определённых компенсаций для работников (дополнительный отпуск, надбавки и тд.).

Кроме этого, одной из целей принятия данного закона было упорядочивание дифференциации тарифов дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в зависимости от выявленного по результатам специальной оценки класса условий труда. Так, были внесены изменения в статью 58.3 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" №212-ФЗ от 24.07.2009, с учетом которых устанавливается, что в зависимости от результатов специальной оценки условий труда, проводимой в соответствии с новым законом, для каждого класса применяются определенные дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Какие рабочие места подлежат специальной оценке?

В отличие от аттестации, спецоценке подлежат ВСЕ рабочие места, кроме рабочих мест трёх категорий работников:

- надомники;

- дистанционные работники;

- работники, вступившие в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Обязан ли работодатель проводить спецоценку офисных рабочих мест?

Ранее работодатель не проводил аттестацию рабочих мест, на которых работники исключительно заняты на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах) и (или) эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически, для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства (п. 4 Порядка, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н).

Однако данный Порядок фактически утратил силу в связи с принятием Федеральных законов от 28.12.2013 №421-ФЗ, №426-ФЗ, которыми с 1 января 2014 года аттестация рабочих мест по условиям труда заменена на специальную оценку условий труда всех рабочих мест.

Переход от аттестации к спецоценке

Если до дня вступления в силу №426-ФЗ в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации.

Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

В отношении рабочих мест, на которых ранее не производилась аттестация, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года.

Подготовительные действия и регулярность проведения спецоценки

Специальная оценка условий труда должна проводиться на рабочем месте не реже чем один раз в пять лет.

Для проведения спецоценки работодателю необходимо сформировать комиссию по проведению специальной оценки условий труда, в которую должны входить представители работодателя, а также представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Данная комиссия утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест. Выявление аналогичных рабочих мест в целях данного закона имеет большое значение, так как специальная оценка условий труда проводится только в отношении 20 процентов рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

Непосредственно проводить спецоценку имеют право только соответствующие организации, которые должны отвечать определенным требованиям, приведенным в статье 19 N 426-ФЗ.

Порядок проведения спецоценки

  1. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах.

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов – это выявление на рабочих местах вредных факторов производственной среды и трудового процесса, которые предусмотрены классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов.

Идентификацию осуществляет эксперт организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Если вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, и исследования и измерения производственных факторов не проводятся. В этом случае работодатель подаёт в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по месту своего нахождения декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, которая действительна в течение пяти лет.

Срок действия декларации считается продленным на следующие пять лет, за исключением случаев, когда на рабочем месте произошел несчастный случай на производстве или у работника выявлено профессиональное заболевание, причиной которых явилось воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов.

  1. Если в ходе проведения идентификации были выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы, то они подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям.

Исследованию (испытанию) и измерению подлежат следующие вредные и (или) опасные факторы производственной среды:

- физические факторы (шум, вибрация общая и локальная, неионизирующие излучения, ионизирующие излучения, параметры микроклимата, параметры световой среды и тд.);

- химические факторы (химические вещества и смеси, измеряемые в воздухе рабочей зоны и на кожных покровах работников и тд.);

- биологические факторы (микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы - возбудители инфекционных заболеваний).

Исследованию (испытанию) и измерению подлежат следующие вредные и (или) опасные факторы трудового процесса:

- тяжесть трудового процесса - показатели физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат и на функциональные системы организма работника;

- напряженность трудового процесса - показатели сенсорной нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств работника.

По результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляется отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда.

Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса:

1 - оптимальные;

2 - допустимые;

3 - вредные (4 степени);

4 - опасные.

В итоге организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении.

С 1 января 2016 г. все результаты проведения специальной оценки условий труда подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда.

Для организаций, проводящих специальную оценку условий труда, с 1 января 2015 года будет введена ответственность за нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда (ст. 14.54. КоАП РФ).

Законом предусмотрена также внеплановая специальная оценка условий труда, которая должна проводиться, например, в связи с получение работодателем предписания государственного инспектора труда, наличием мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда и др.

Обратите внимание, что идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении:

1) рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

2) рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

3) рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

Для вышеприведенных рабочих мест сразу проводится исследование (испытание) и измерение вредных и (или) опасных производственных факторов, перечень которых определяется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда.


При подготовке материала использовались средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 18.09.2013 № 348-рп и на основании конкурса, проведенного ООД "Гражданское достоинство".


Вопросы и ответы юристов
Андрей 25.06.2018
Добрый день. вопрос по расчёту больничного листа. работаю на предприятии с декабря 2014-го г.. в первых числах января 2016-го г. предприятие переоформлялось, мы написали заявления об увольнении и тут-же написали заявления о приёме на работу. из-за нехватки какой то бумаги меня на работу не оформили как всех, а оформили с 1-го февраля , то есть один месяц у меня официально выпал , но весь этот месяц я работал и получил за него зарплату. 13 ноября 2017г. я сломал ногу. 05 февраля 2018г. мне закрыли больничный. я имею больше10 лет страхового стажа. с декабря 2014-го года по декабрь 2015г. моя ежемесячная минимальная заработная плата была около 8000 тыс. руб. потом месяц перерыва и с февраля 2016г. моя ежемесячная минимальная заработная плата составляет по сегодняшний день 9000 тыс. руб. я тут же передал больничный в бухгалтерию. через неделю получил уведомление что мне начислено предприятием за первые три дня больничного 669 руб., то есть в бухгалтерии мне расчитали что мой средний дневной заработок составляет 223 руб.. я считаю что мне неправильно расчитали ежедневный среднедневной заработок. прошу вас помочь мне может я не прав?
Отвечает юрист Сергей Овчинников 25.06.2018

Добрый день, Андрей!

Больничный лист рассчитывается исходя из среднего за​работка за два предыдущих года. Для факта нетрудоспособности, наступившем в 2017 году под расчет попадают 2016 и 2015 год.

Исходя из Ваших данных: заработок за 2015 год составил  96000 рублей, а за 2016 — приблизительно 99000 рублей. Итого за 2 года ​195000 рублей (это приблизительные данные, так как из среднего заработка вычитаются периоды больничных и отпусков).

Теперь можно перейти к расчету среднедневного заработка: 195000: 730 = 267,12.

Далее эту сумму умножаете на количество дней больничного листа и получаете сумму больничного листа.

Но как я уже указала, расчеты приблизительны, так как на размер среднего заработка влияют многие факторы. Точную сумму из которой идет определение среднего заработка Вы можете узнать из справки 182-н (ее изготовление можете заказать по месту своей работы).

С уважением. Дарья Кузьмина!

 

Статьи по теме
Должностная инструкция директора

Директор: образец должностной инструкции 2018: директор предприятия: должностные обязанности. Директор ООО: обязанности в должностной инструкции: образец 2018.

Внеочередная аттестация: что из себя представляет и в каких случаях проводится

Кто подлежит внеочередной аттестации. Перечень случаев проведения. Какие документы оформляются. Периодичность и результаты. Причины увольнения.

Cроки сдачи отчетности в 2018 году: таблица

Таблица со сроками сдачи отчетности в 2018 году: отчеты для ИФНС, ПФР, ФСС и бухгалтерская отчетность. Календарь бухгалтера и кадровика.