ПРЕМИИ
Главная | Премии | Виды премий работникам и их отличие от надбавок и доплат

Виды премий работникам и их назначение

Премии, устанавливаемые руководителями, могут быть различного вида. Выбор зависит от того, на какую политику ориентируется компания в плане кадров и мотивации. Премирование становится отличным стимулом для повышения показателей труда. Потому стоит разобраться с видами премий, выплачиваемых работникам.

Содержание

Понятие премии, зачем её выплачивают

Премии – это денежное вознаграждение, которое вводится для того, чтобы подчинённые более сознательно подходили к своей работе. Они повышают результативность действий, позволяют сохранить трудовую дисциплину.

По поводу нормативной базы

Здесь есть несколько актов, на которые стоит опираться:

  1. Статья 129 ТК РФ.
  2. Статья 191 ТК РФ.

В первой говорится о сущности премий – это поощрительные выплаты, входящие в структуру зарплаты. Второй акт дает право стимулировать работников к повышению показателей.

Премии часто выплачиваются за свершение каких-либо достижений. В законах регулируются лишь общие положения относительно выплат. Конкретные ситуации оговариваются в коллективных либо индивидуальных трудовых соглашениях. Локальные нормативные акты тоже могут становиться опорой.

Виды премий работникам

Вознаграждения можно разделить по двум большим группам. Часть из них входит в зарплату, другая считается отдельной.

Чтобы выдавать такие суммы, необходимо оформить соответствующий локальный акт в компании. Допускаются трудовые договоры, отдельные положения, другие виды документов. Выплата премий связана с наличием у сотрудника подходящего основания. Важно достижение результатов, оговоренных заранее. Если результатов нет – то отсутствует и право получить деньги.

Количество, качество выполненной подчиненными работы поощряются в одинаковой степени. Первые достигаются, когда план выпуска продукции выполняется, и даже перевыполняется. То есть, когда гражданин стремится повысить производительность. Качественные показатели тоже важны, они предполагают:

  1. Снижение затрат по времени и силам.
  2. Экономия на сырье и топливе.
  3. Создание как можно большего числа продуктов с высоким качеством.
  4. Обслуживание клиентов, отвечающее всем требованиям.

Руководитель имеет право устанавливать дополнительные условия, на которых выдаются бонусы. В нормативных документах указывают сведения относительно всех видов вознаграждений.

Вводятся для разового поощрения сотрудников. Связаны с работой в целом, а не с конкретными показателями. Руководство принимает односторонние решения по поводу того, кого вознаграждать. Выплаты – право руководителя, а не обязанность. Потому нужно заранее продумать причины, по которым совершается подобный поступок.

При подсчете среднего заработка специалиста такие деньги учитывать нельзя. Но их можно записывать в трудовой книжке, чтобы повышалась мотивация.

По поводу других видов и классификаций

Выделяют такие виды по частоте, периодичности:

  1. Годовые. По результатам работы за прошедшие 12 месяцев.
  2. Квартальные – раз в каждые три месяца.
  3. Ежемесячные.

Важным фактором становится тип достижений, за которые выдают разовые премии:

Бывают и выплаты, которые не связаны с работой:

  1. При выходе на пенсию.
  2. Во время праздников государства, профессионалов.
  3. Юбилеи самой фирмы либо служащих.

На каждом предприятии разрабатывают собственные поощрительные системы. Они подобраны по определенным критериям и особенностям.

Рассмотрение некоторых видов премий

Вводится раз в месяц. Цель – создать должную мотивацию для более эффективного выполнения обязанностей. Размер определяют по тому, как проявлял себя сотрудник на протяжении определенного времени. Насколько успешно гражданин выполнял свою работу? Применялся ли инициативный, креативный подход к исполнению обязанностей? Применяются ли новейшие техники для организации работы?

Премии и основная зарплата выплачиваются одновременно. Они включены в расчет среднего заработка, когда необходимо определить размер компенсаций.

Организуется по той же схеме, что и в предыдущем случае. Но выплаты – раз в каждые три месяца. Главное – чтобы сама работа была высококлассной, организованной и эффективной. Премии назначаются при выполнении плана, решении возложенных вопросов.

Выплата проводится в последний месяц каждого квартала. Проведение расчётов – раз в период. Никаких ограничений для подобных сумм не вводится. Оклад и ежемесячные надбавки становятся определяющими факторами для решения проблемы, то же касается фонда по зарплате на определенный период.

Перечисление – единоразовое, по итогам года. Поощрение привязано к результатам труда. Премии вводятся для сотрудников, выполнивших условия:

  1. Оказание услуг высокого качества.
  2. Выполнение заданий.
  3. Соблюдение дисциплины, трудовых норм.
  4. Выполнение планов.

Расчёт производится за весь год, за все прошедшие 12 месяцев. Размер пропорционален тому, какое время фактически отработано конкретным гражданином.

Если премия выплачивается не по итогам работы за определённый период – то её называют непроизводственной. Здесь выплаты связаны не с выполнением обязанностей персоналом, а с конкретными событиями.

Юбилейными считаются круглые даты – 10, 20, 30, 40, 50 или 55 лет. Деньги выплачиваются в тот же месяц, когда справляется день рождения. Руководство компании само решает, каким будет размер выплат.

По поводу надбавок и доплат

Трудовой кодекс практически не описывает данные виды премирования, никак их не разграничивает. Подобные финансы выплачиваются помимо основной заработной платы. Они помогают сделать расчёты более индивидуальными. Учёту подлежат такие параметры:

  1. Как гражданин относится к рабочему процессу.
  2. Мастерство подчинённого.
  3. Интенсивность ведения деятельности.

Отличие таких выплат от других – в том, что они имеют постоянную основу. Работника вознаграждают за то, каких индивидуальных результатов ему удалось добиться за время своей деятельности.

Статья 135 Трудового Кодекса регулирует лишь политику, которой должно придерживаться предприятие в этом направлении. Уравновешивание, активизация деятельности сотрудников – главная цель для введения таких выплат.

Надбавки можно получить при выполнении следующих условий:

Кроме того, надбавки выдаются тем гражданам, которые:

  1. Выполнили особо важное задание.
  2. Достигают высоких результатов.
  3. Зарабатывают новые учёные степени.
  4. Получают следующий класс в своей должности.
  5. Демонстрируют высокий уровень освоения профессии.

Можно разрабатывать систему надбавок самостоятельно, а можно опираться на Правительственное Постановление №491/26-175 от 1986 года. Документ утверждён ещё во времена СССР, но остается действительным до сих пор.

Награждения в виде ценных подарков

Такие вещи должны иметь материальную ценность. Ручки, пресс-папье, другие символические подарки запрещены. Выбирать надо вещи, стоящие всю зарплату, или бо́льшую часть. Максимум ценности по законодательству не установлен. Потому руководитель устанавливает конкретные цифры сам, на основании достижений сотрудников.

Работники бухгалтерии: о премиях для них

Такие подразделения нельзя назвать самыми прибыльными для компании. Работа бухгалтеров влияет на то, эффективно ли работает всё предприятие. Они занимаются подготовкой налоговой отчётности, от них зависят также отношения с контролирующими органами.

В случае с бухгалтерами применяют несколько видов поощрений. Выплата определяется тем, есть ли претензии к работе, насколько они серьезны. Уровень вознаграждения снижается, если сотрудник столкнулся с такими проблемами:

Слаженная работа, отсутствие серьезных промахов – вот что должно стать главным критерием. Недочеты должны быстро устранять, даже когда они только появились.

Руководители должны обращать внимание на штрафы от органов контроля в связи с несвоевременной или неполной подачей документов. И выявляются ли ошибки при их заполнении? Чем больше таких проблем – тем меньше размер выплат.

Заключение

Премии разрабатываются, чтобы мотивировать сотрудников на любых этапах работы. Главное – чтобы специалист действительно был заинтересован в этом. Значит, размер вознаграждений должен быть существенным, как и наказания за нарушения. Выплаты нерегулярные, они связаны с выполнением тех или иных видов работы. Постоянные выплаты снижают мотивацию. Появляется впечатление сохранения денег при любых обстоятельствах. А при получении нормальной зарплаты, наоборот, стремление улучшить работу повышается. Остаётся только дождаться, пока эта система покажет первые результаты.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Вопросы и ответы юристов
Анна 19.09.2016
Сотрудница находясь в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 уходит в отпуск по беременности родам за вторым ребенком. организация в которой она работала находится в стадии банкротства. работодатель не выплатил часть оставшегося пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет и пособия по беременности и родам за вторым. на основании п.3 ст.13 255-фз застрахованным лицам, указанным в части 3 статьи 2 настоящего федерального закона, а также иным категориям застрахованных лиц в случае прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком, либо в случае отсутствия возможности их выплаты страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счетах в кредитных организациях и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной гражданским кодексом российской федерации, либо в случае отсутствия возможности установления местонахождения страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание, при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении факта невыплаты таким страхователем пособий застрахованному лицу, либо в случае, если на день обращения застрахованного лица за указанными пособиями в отношении страхователя проводятся процедуры, применяемые в деле о банкротстве страхователя, назначение и выплата указанных пособий, за исключением пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого за счет средств страхователя в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 3 настоящего федерального закона, осуществляются территориальным органом страховщика. территориальный орган страховщика отказал в выплате пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет и пособия по беременности и родам за вторым в связи отсутствием ответа от конкурсного управляющего организации о периоде и сумме невыплаты. может ли сотрудница подать исковое заявление в арбитражный суд о включении ее в реестр требований кредиторов либо подать в суд общей юрисдикции о взыскании пособий с организации?
Отвечает юрист Ирина Вежнина 19.09.2016

Добрый день

Сотруднице лучше всего будет подать заявление в арбитражный суд о включении её в реестр требований кредиторов организации-должника.

Для этого необходимо :

— Заявление о включении в реестр кредиторов — 3 экземпляра при отправке почтой, 4 экземпляра при личной подаче.

— Копия паспорта — 1 экземпляр для суда.

— Выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП на должника — можно заказать через сайт налоговой службы (https://egrul.nalog.ru) — 1 экземпляр для суда).

— Основания ваших требований — чаще всего, это решение суда. Если вы еще не успели отсудиться, это могут быть договоры, первичные бухгалтерские документы (товарные накладные, акты приема услуг, счета на оплату, платежные поручения и т.п.). Эти документы лучше сделать в 2 экземплярах (для суда и арбитражного управляющего).
— Сведения о результатах исполнительного производства — копии исполнительных листов, постановлений о возбуждении / окончании исполнительного производства, подтверждение полученных от должника сумм (выписки по счету, платежные документы, если долг погашался частично), справка судебного пристава о результатах исполнительного производства с указанием остатка долга и т.д. (в 2 экземплярах — для суда и арбитражного управляющего).
— Подтверждение отправки заявления о включении в реестр должнику и арбитражному управляющему — достаточно копий почтовых квитанций об отправке заказных писем (1 экземпляр, только суду).

Госпошлина за включение в реестр кредиторов не платится.

Информацию о банкротстве должника можно получать из следующих источников:

— Картотека арбитражных дел — это официальная информация арбитражных судов по всем поданным искам. Введите название должника, выберите суд (арбитражный суд того региона, где зарегистрирован должник. Юр.адрес должника можно найти по ИНН или ОГРН на сайте ФНС) и отфильтруйте в списке только банкротные дела. На карточку дела о банкротстве можно подписаться, тогда все уведомления по ходу дела вы будете получать на электронную почту.
— Единый федеральный реестр сведений о банкротстве — все публикации по ходу банкротства (введение процедур, информация о собраниях кредиторов, торги и т.д.).
— Газета «Коммерсантъ» — официальный источник публикации уведомлений о банкротстве. От даты публикации в Коммерсанте сообщений о введении наблюдения, конкурсного производства отсчитываются сроки на предъявление требований кредиторов.

Удачи.

Статьи по теме
Расчет премии

Расчет премии, премии при расчете отпускных, расчет годовой премии, расчет страховых премий, расчет квартальной премии, премия при расчете среднего заработка, расчет разовой премии, примеры расчета премии, расчет премии в ЗУП, формула расчета премии, расчет премии за месяц, расчет премии при увольнении.

Системы премирования работников: определение и виды

Система премирования работников может быть самой различной в разных компаниях. О том, как выбрать лучшую систему премирования сотрудников, а также о самой выгодной из них – в нашей статье.

Может ли генеральный директор премировать себя

Премирование: может ли генеральный директор премировать себя сам. Возможно ли премирование директором себя самого. Премия: может ли директор премировать себя.